Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Когда содержание и форма не гармонируют. О мистическом фильме «По ту сторону двери» (2016 год).

Мистический триллер Йоханнеса Робертса «По ту сторону двери» (2016 год), снятый при участии киностудий США, Великобритании, Индии, вполне поучительный, хотя и вызывает нарекания способом подачи материала, то есть своей формой.
Имеем в виду тёмные и фактически слепые сцены, преобладающие на всём протяжении развития сюжета. Похоже, создатели фильма решили, что зритель вполне сможет домыслить всё то, что находится по ту сторону двери, соединяющей мир людей и сферу инобытия.
Да, этот фильм о том, как неразумно поступает тот, кто под воздействием тягостных эмоций и воспоминаний впускает в свою жизнь разрушительную силу, которую остановить фактически невозможно.
В завязке сюжета тоже есть недоговорённости. И опять зритель должен догадываться, что же произошло в семье, живущей в Индии, и вообще, что это за семья, кто такой Майкл и кто такая Мария, чем они занимаются и при каких обстоятельствах попали в Азию.
Впрочем, сценаристы Йоханнес Робертс и Эрнест Риера, похоже, решили не загружать внимание зрителя этими, якобы второстепенными деталями. Но в законченном художественном произведении нередко как раз детали оказываются весьма существенными.
Здесь же мы видим лишь то, что счастливые дни совместной жизни для Марии и Майкла, когда они ожидают рождении первенца, сменяются сплошной чёрной полосой существования.
Переход от одного этапа жизнедеятельности к другому произошёл во время прогулки молодых мужа и жены вдоль берега моря, когда какая-то маленькая девочка, которую Майкл задержал вопросом о том, стоит ли ему с женой оставаться в Индии, вдруг протянула руку, указала на Марию и закричала истошным голосом, наполненным энергией ужаса.
Следующий кадр показывает действующих персонажей шесть лет спустя. Мария удручена, психологически надломлена, постоянно болеет. Майкл пытается вернуть жену к нормальной жизни. В семье уже есть ребёнок – девочка Люси.
В один из дней Мария попыталась уйти из жизни, выпив большую дозу каких-то таблеток. Её удалось спасти, но в состоянии комы в сознании женщины пронеслись те кадры, которые и стали причиной её болезненного состояния.
Так мы узнаём о том, что у молодых супругов до рождения дочери был ещё сын Оливер, который погиб при каких-то обстоятельствах. Детали трагического происшествия авторы фильма вновь не поясняют, считая их тоже несущественными.
Затем наступает кульминация сюжета. Мария по совету служанки, как оказалось, тоже потерявшей ребёнка – девочку, которая утонула у неё на глазах, отправляется в индийскую провинцию, где находятся храмы, позволяющие вступить в контакт с душами умерших людей. Условие магического ритуала одно: вести диалог с вызванной душой через дверь, не открывая её ни при каких условиях.
Естественно, что запрет не был соблюдён. Мы опять не видим самого момента открытия Марией двери, за которой плачет её погибший сынок. Мы можем лишь наблюдать, если можно назвать наблюдением то, что показывается на затемнённом экране, последствия открытия двери.
Мария была уверена, что общается со своим сыном. Но ведь в подобных случаях на зов человека, страдающего от тяжкой утраты, откликаются либо астральные хищники либо элементарии – души,  не покинувшие пределы мира людей, поскольку они отягощены какими-то земными проблемами или долгами и жаждут любым способом зацепиться за что-то, чтобы удержаться в человеческом пространстве как можно дольше.
Так случилось и в анализируемом фильме. Мария впустила в свою семью некую сущность, представившуюся Оливером. То, что произошло далее, переводит фильм «По ту сторону двери» из жанра мистики в жанр ужасов.
В рассказанных и разъяснённых нами деталях киносюжета и заключается поучительная его сторона. Исполнительский же план, как мы уже сказали, неудачен. В данном фильме форма не соответствует содержанию, а это значит, что сам фильм, несмотря на интересный замысел, надолго не запомнится, тем более что подобные сюжеты не являются новыми или недостаточно разработанными.
Авторам мистических фильмов нужно обязательно придумывать что-то оригинальное или снимать сюжет так, чтобы зритель не отгораживался от происходящего намеренно затемнённым экраном.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий