Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 6 февраля 2017 г.

Психологическая мелодрама на основе антиутопии. О фильме «Как я теперь живу…» (2013 год)

Английский фильм режиссёра Кевина Макдональда «How I live now» (2013 год), подающийся в русскоязычной адаптации под названием «Как я теперь живу, как я теперь люблю», снят на основе весьма популярного на Западе романа «Как я теперь живу» (2004 год) американской и английской писательницы Мэг Розофф.
Само произведение, как и фильм, по жанру является психологической мелодрамой, развивающейся на фоне социальной фантастики.
Действие происходит в современности, в окрестностях Лондона. Главной героиней является пятнадцатилетняя девушка по имени Элизабет, предпочитающая, чтобы её все называли Дейзи.
Она приезжает из США к своей тёте Пенн на лето. Мать Дейзи умерла при родах, девушка живёт с отцом, который не прочь сбыть с рук взрослеющую, весьма капризную и, как можно полагать, психически неустойчивую дочь хотя бы на некоторое время.
Тётя Пенн является активисткой антивоенного движения и постоянно занята вне дома, так что её собственные дети, не говоря уже о прибывшей Дейзи, остаются на самопопечении.
Детей трое – старший Эдмонд, средний Айзек и младшая девочка Пайпер. После нескольких дней отчуждения и привыкания Дейзи сходится с ними, а к Эдмонду, её ровеснику, у девушки возникает нежное чувство.
Здесь следует сказать, что Эдмонд – необычный парень. У него развиты экстрасенсорные способности, и он может сканировать мысли окружающих его людей, чувствовать их умонастроение.
Что касается Дейзи, то вся она находится во власти психотренинга, который проходила дома, в Америке. Тренинг призван способствовать психологической адаптации человека в социуме и к тому же основан на заботе о физическом теле.
Дейзи старается адаптироваться в новом для неё доме, а что касается физических данных, то она и без тренинга весьма хороша собой и очень привлекательна. Исполнительница её роли в фильме – ирландская актриса Сирша Ронан воссоздаёт литературный образ на высоком уровне, чему в немалой степени способствует её обаятельная и нежная внешность.
Основные установки тренинга – «будь самой собой», «сила воли и самодисциплина способствуют успеху», «успешные люди масштабно мыслят и поступают», «покинь зону своего комфорта», «мирись с тем, что жизнь несправедлива», «не сдавайся, если не сдашься, то и не проиграешь» – пригодились Дейзи не только в воображаемых и прогнозируемых ситуациях, но и наяву, в непредсказуемых реальных событиях, которые начались вскоре после появления её с доме тёти Пенн.
Тут сюжет круто поворачивает и меняет своё содержание: мелодрама превращается в социальную антиутопию. В Лондоне взорвана атомная бомба. Террористы атакуют по нескольким направлениям. Радиация распространяется на значительную территорию. В стране паника. Правительственные войска пытаются взять ситуация под контроль.
Тётя Пенн накануне трагических событий уехала по неотложным делам в Женеву. Дети вынуждены принимать решения сами. Далее сюжет разворачивается в драматическом ключе, и от героев фильма – всех четверых (к ним ещё можно добавить их друга – соседского мальчишку Джо) потребуется сила воли, мужество и терпение, которые помогут им пройти испытания в жёстких условиях военного времени.
Фильм снят так, что воздействует на зрителя как своим лиризмом, так и драматизмом. Русское адаптированное заглавие фильма «Как я теперь живу, как я теперь люблю» весьма удачно передаёт суть изображаемого и ментально-эмоциональное состояние главной героини.
Её первая девичья любовь и установки пройденного ранее тренинга становятся той психологической основой, которая позволяет Дейзи не падать духом, не сдаваться и преодолевать, казалось бы, невозможное, находить выход в возникающих сложных обстоятельствах.
Суть произведения как раз в этом – выживает сильнейший, причём сильный не столько физически, сколько психологически и духовно.
Таковы реалии жизни и той ситуации, которая действительно развивается в человеческом мире в том направлении, что и в анализируемом художественном сюжете.
На примере Дейзи нам показывается очевидное: жизнь есть школа, она учит взрослеющего и психически ранимого человека сначала приспосабливаться к раздражающему социальному окружению, а потом и выживать в складывающихся неблагоприятных и смертельно опасных коллизиях бытия.
Внешние события и подробности в сюжете не так важны, как эмоциональное состояние действующих лиц. Всё внимание авторов сосредоточено на психологической мотивации поступков и действий.
Ненавязчиво, в образной манере нам напоминают, что именно в сложных и критических ситуациях в полной мере проявляется подлинная суть человека. Именно этим фильм и притягателен.

© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий