Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 20 февраля 2017 г.

Советская действительность, дух и нравы 1960-х годов в фильме Александра Митты «Без страха и упрёка»

На днях посмотрел старый, 1963 года, советский фильм «Без страха и упрёка», снятый режиссёром Александром Миттой на киностудии «Мосфильм» по сценарию Ильи Нусинова и Семёна Лунгина, и получил весьма положительное впечатление.
Вообще, советские фильмы смотреть полезно – для профилактики от всяких нравственных «инфекций». Да, именно так. Положительно заряженная аура советского кинематографа является действенным средством от энергий озлоблённости, насилия и страха, которыми наполнена атмосфера наших дней.
Сюжет фильма, скажем так, неказистый: некий молодой человек по фамилии Репнин приехал в Москву для каких-то служебных дел, связанных с экспедицией в отдалённые районы страны, но вместо обязанностей занялся встретившейся девушкой по имени Лена, и в результате был наказан: потерял бумажный свёрток, в который были завёрнуты командировочные деньги.
Свёрток лежал прямо на улице, на виду у прохожих. Но его принимали за мусор. И только трое друзей – два мальчика, Вадик и Юра, и девочка Тоша – не поленились поднять бумажку. В ней оказались шестьсот советских рублей.
С этого момента и начинается реализовываться главная идея фильма, отображённая в его заглавии – «Без страха и упрёка», которая образовано от устойчивого выражения в значении «человек высоких нравственных достоинств, качеств». Безусловно, таковым мыслился и должен был изображаться советский человек, в том числе и школьник, вступающий в жизнь и усваивающий лучшие качества советского гражданина.
Вадик, Юра и Тоша решают, что же делать с деньгами. С одной стороны, им хочется употребить находку на собственные нужды – вокруг ведь столько искусов, а в магазинах масса нужных, полезных для них вещей. С другой стороны, в их сознании пробуждается зов совести и долга: деньги чужие, их кто-то потерял, поэтому нужно найти человека, попавшего в беду, и вернуть ему пропажу.
Вот на этой дилемме и строится повествование, полнящееся множеством забавных и курьёзных эпизодов и ситуаций, в которых оказываются все герои фильма, а их немало, и каждый из них является носителем того или иного характера и собственной меры нравственности. Заметим, что морально-нравственная проблематика фильма умело переплетена с социальной: дети-школьники – из разных семей, с разным уровнем дохода и разными исходными жизненными установками.
Фильм «Без страха и упрёка» интересен также как «картинка» советской действительности 1960-х годов.  Мы видим Москву тех дней, столичные улицы, старые автомобили, людей в непривычной с позиций сегодняшнего дня одежде, детские коляски старой модели, забытое мороженое и многое-многое другое. И ещё – знакомые лица популярных некогда людей, например, молодого Савелия Крамарова в роли Светика Савёлова по прозвищу Сова, и Юрия Никулина, но не как действующего персонажа фильма, а как клоуна в родном ему цирке на Цветном бульваре, причём прямо во время представления, в клоунском образе.
Весёлый, лёгкий и добрый фильм однозначно повышает настроение. И не только тем, что заканчивается на высокой ноте при полном торжестве справедливости и добра, но и всем своим духом, цветом и неизбывным оптимизмом.

© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий