Простор для мысли

Простор для мысли

среда, 17 августа 2016 г.

Дети и взрослые. Художественные фильмы о пробуждающейся сексуальности.

Эта тема получила реализацию прежде всего в скандинавском кинематографе. В 1980 году в Швеции режиссёром Каем Поллаком был снят фильм «Детский остров» («Barnens ö»), а в 1986 году норвежский режиссёр Александр Рёслер представил фильм «Летние забавы» («Sommerjube»).


И в том, и в другом фильме главными героями являются 10–11-летние дети, начинающие осознавать свою с сексуальность. Различие в том, что фильм «Детский остров» больше   философский, а фильм «Летние забавы», скорее, – комедийный.
В основу киносюжета «Детского острова» положен одноимённый роман шведского автора P. C. Jersild. Данное произведение на тему подростковой психологии, а вслед за ним и фильм, построены в форме внутренних монологов юного героя. Сцены внешней жизни лишь иллюстрируют то, о чём размышляет мальчик Райн.
— Чего ты больше всего боишься?
— Незнания того, что я есть. Небытия.
— Что теперь?
— Хороший вопрос. Кругом только разврат и обман…
Каждый ли одиннадцатилетний мальчик способен на такие философские формулировки? Многие ли дети в одиннадцать лет пытаются разобраться в сущности своего «Я» и критически оценивать окружающее их пространство? Возможно, многие из них лишь смутно ощущают нечто подобное тому, что главный герой фильма «Детский остров» Райн (в исполнении Томаса Фрика) определяет вполне чётко и понятно. И это свидетельствует о развитой душе, воплощённой в данном мальчике.
Условия его бытия – не самые комфортные. Райн живёт с матерью, которая сама ещё не разобралась в своих отношениях со случайными мужчинами. Именно поэтому у Райна выработалось стойкое отвращение ко всякого рода «свинству», под которым он понимает всё, что связано со взрослыми. И вполне закономерно, хотя и по-детски наивно, делает вывод: «кругом только разврат и обман».
К сожалению, в фильме нет ни одной сцены жизненного позитива. Между тем такой позитив просто необходим подростку, стоящему на пороге взрослой жизни. Райн боится сделать шаг, чтобы переступить этот порог, поэтому и желает отсрочить своё расставание с детством, занося в личный аудиодневник свои наблюдения над самим собой, прежде всего факты, связанные с физическим ростом и естественным взрослением.
Фабула сюжета «Детского острова» заключается в столкновении чистого понятийно-идеального мира мальчика с жизненной грязью.
Райн подобен на цветок, растущий среди сорняков и пытающийся оградить себя, отстоять своё жизненное пространство от неминуемого вторжения извне. Отсюда становится понятным смысл заглавия произведения и фильма – «Детский остров». Райн создаёт и поддерживает как можно дольше спасительную для него мыслеформу – свой остров, на котором он будет сильным и стойким, способным защитить себя от того, что ему наиболее противно – разврата и обмана.
Увы, жизнь – такая, какая она есть, несёт «остров Райна» как челнок в океане по своим волнам, проверяя его на прочность. Об этом – весь фильм, который заканчивается тем, что Райн, похоже, смирился со своим взрослением, наступающим физическим изменением (в фильме несколько раз повторяются эпизоды когда Райан разглядывает себя, не желая взрослеть). Но вот смирится ли он в дальнейшем с господствующим социальным стереотипом – «будь таким, как мы», остаётся неизвестным…
В фильме «Летние забавы» двое мальчишек после последнего урока в школе перед летними каникулами отправились на речку купаться. И разделись догола.
Такое состояние для детей естественно: они непосредственно, без ограничений воспринимают эманации природы и энергию биополя друг друга. Их за невинными забавами застают две девочки – подружки из школы. Комичная коллизия получает продолжение в последующие дни: два мальчика и две девочки ходят купаться на речку вместе и уже не стесняются бросаться в воду голышом. 
Детские летние забавы, таким образом, становятся для мальчишек и девчонок преддверием к тому, о чём они сами говорят так: скоро мы изменимся очень сильно, и  всё будет по-другому.
Фильм снят весьма сдержанно и тактично, и рассматривание друг друга, как и разговоры детей, выглядят как естественное стремление к познанию бытия. Добавим в этому, что показанное в фильме вполне типично и весьма распространено, да и вспоминается личное далёкое детство.
Примечательно, что на втором плане, за первой картинкой, где представлены младшие школьники, мы видим взаимоотношения взрослых – отца двух мальчиков, героев сюжета, которых он воспитывает один, и школьной учительницы. Летние забавы, таким образом, не ограничиваются детской средой, и дети лишь копируют то, что представляет им мир взрослых.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий