Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 28 августа 2016 г.

Ностальгия о детстве в фильме «Декабрьские мальчики» (2007 год)



Этот фильм производства киностудий Австралии, Германии и США с великолепными морскими и пустынными пейзажами Австралии снят режиссёром Родом Харди по роману австралийского писателя и сценариста Майкла Нунана «Декабрьские мальчики».
Повествование идёт от первого лица. Вспоминает один из воспитанников католического интерната для мальчиков-сирот по прозвищу Плакса. Заметим, что три его товарища по интернату также выступают прежде всего под прозвищами – Карта, Плевок, Искра. О чём воспоминания? Об интернате, о дружбе, о незабываемых впечатлениях детства и в первую очередь о надежде попасть в семью, быть усыновлённым.
Четыре мальчика, родившихся в декабре (в Австралии это начало лета), получают возможность пожить в летнюю пору вдали от интерната, так как некая супружеская пара, живущая на берегу Тихого океана, оплатила их каникулы и пригласила в свой дом.
Так четыре мальчишки, старший из которых – Карта (актёр Дэниэл Рэдклифф, больше известный как исполнитель роли Гарри Поттера), на время становятся юными моряками во главе с Капитаном (женой хозяина дома). Таковы их ситуативные роли, принятые в условной игре на период пребывания в прибрежном посёлке, насчитывающем едва ли десяток жителей.
Но главное здесь другое – человеческие взаимоотношения, психология взросления, первые нежные чувства (Карта влюбляется в местную девочку, гостящую на каникулах в посёлке у дяди) и конечно же энергии самой природы (гор, скал, песка, голубых небес, океанских волн), частью которой становятся четыре героя фильма.
В сюжете представлены ещё два несомненных символа Природы – чёрный конь, бьющий копытом по морской волне, оглушающий тем самым рыбу и вытаскивающий её затем из воды зубами … для кошки, и огромная рыба, которой любуется местный старик, промышляющий рыбной ловлей. Он же придумал рыбе личное имя.
Эта рыба подходит к берегу, и однажды она всё же заглотнула крючок с приманкой, выставленной одним из мальчиков. В результате рыба погибла, выбросившись на берег, что стало для старика подлинной трагедией.
Этот эпизод не получил продолжения и должной оценки. Между тем рыба и старик – родственные души, ещё один пример дружбы, которую разрушил незадачливый мальчик, плохо разбирающийся в философии жизни. Его развлечения и эгоистическое желание порыбачить на чужой лодке обернулись драмой для другого человека.
Четвёрка мальчиков показывается как мини-коллектив, спаянный не только общей сиротской судьбой, но и крепкой дружбой, преданностью друг другу и даже готовностью пожертвовать собой ради другого. Так, тот же Карта как старший бросается на спасение самого младшего – Плаксы, упавшего с берега в океанские волны, хотя сам плавать и не умеет.
Плакса же, принятый в семью молодых супругов, не имеющих детей, отказывается от усыновления ради своих друзей, которых он считает семьёй.
Что можно сказать о такой интерпретации интернатской дружбы? Возможно, это идеализированный пример, но поскольку фильм построен на воспоминаниях, то нет оснований сомневаться в том, что подобная преданная и самоотверженная дружба возможна.
Сюжет не богат событиями и построен в форме ностальгических воспоминаний о детстве и лете, после которого ничто уже не было лучше и тем более похожим на него.
Фильм напоминает элегию со свойственными ей искренностью и душевностью, хотя такой жанр в кинематографе не обозначен, а сильный заряд личных воспоминаний не позволяет фильму претендовать на внимание и тем более интерес со стороны широкой аудитории.
И всё же в нём есть что-то – именно вот эти элегические эмоции, которые пробуждают в душе и сознании зрителя свои воспоминания, память о собственном детстве и незабываемых впечатлениях прошлого. Тем он и полезен.
© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий