Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 21 августа 2016 г.

Метод шоковой кинотерапии в художественном фильме «Дурак» (2014 год)



Российский кинематограф поражает фильмами-откровениями и пугающим натурализмом. Если то, что показано в фильме Юрия Быкова (он в данном случае режиссёр и сценарист в одном лице), типизировать, то вывод однозначен: общество прогнило изнутри и изживает самоё себя. Если же речь идёт о частном случае, то зачем об этом вещать столь громко, да ещё с таким безнадёжным драматизмом?
Впрочем, возможен ещё один вариант рассуждения: автор сюжета решил собрать всё то, что есть дурного, и представить современный социальный негатив в концентрированном виде на всеобщее обсуждение. Но ведь хорошо известно, что гипертрофированность чего бы то ни было лишь отвращает от себя своей неправдоподобностью.
Фильм «Дурак» стоит в паре с фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан». В обоих киносюжетах поднимается проблема преступности власти на местах, прежде всего в небольших городах и отдалённых от центра районах. Но в фильме «Левиафан» эта тема воплощается намного естественнее и убедительнее, чем в фильме «Дурак».
Сюжет «Дурака» в плане того, что относится к аварийному зданию, явно надуман. Во всех подобных случаях, а они, увы, бывают, жильцов эвакуируют и временно размещают в пригодных в чрезвычайных ситуациях помещениях, причём не обязательно в жилом фонде. У любой власти, какая бы она ни была, имеется на этот счёт чёткие инструкции. Властные структуры, заметим, всегда действуют по инструкции, с минимумом импровизации. Нам же показывают такое, что, как говорится, захочешь – не придумаешь.
Но в этом фильме есть ещё одна линия сюжета, связанная с ответственностью, совестью и долгом человека. Вот тут-то Юрий Быков действительно отобразил то, что распространено чрезвычайно.
Безразличие, выраженное в расхожей фразе «Нам, что же, больше всех надо?», действительно является типичным и массовым явлением. Как раз кстати оказывается и слово дурак, применяемое по отношении к сантехнику Никитину, который, во-первых, работает и действует не по разнарядке, а на совесть, а во-вторых, не может и не хочет жить по принципу «будь таким, как все».
Образ дурака в разных этнических культурах является олицетворением парадокса. С этим образом связано нарушение общепринятого и общеизвестного. Не кто иной, как дурак, нередко изрекает истину. Таков и главный персонаж фильма Юрия Быкова. Чего стоит одна его фраза-диагноз: «Мы живём, как свиньи, и дохнем, как свиньи, только потому, что мы друг другу никто»! Разве это не так?
С другой стороны, этот сантехник, Дмитрий Никитин, чей образ в исполнении Артёма Быстрова продолжает давнюю литературную и фольклорную традицию, напоминает героя, оказавшегося в неком тёмном царстве, где живут исключительно нравственные уроды и преступники, да ещё на всех этажах общественного здания, сверху донизу. Но разве так бывает?..
Оценивая фильм «Дурак» в целом, можно смело отнести его к категории фильмов-катастроф. Извержения вулканов, цунами, землетрясения, эпидемии и даже нашествие инопланетян преходящи. После них жизнь встряхивается и продолжается. Куда опаснее катастрофы духовно-нравственные. Вырождение всегда гибельно бесповоротно. Социум, подверженный внутреннему разложению, погибает обязательно.
Учитывая это, фильм «Дурак» можно воспринимать как предупреждение или предостережение. И при таком подходе к нему можно принять столь ужасающий его внешний фон и даже согласиться с методом воздействия на зрителей – методом шоковой кинотерапии.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий