Простор для мысли

Простор для мысли

среда, 30 сентября 2015 г.

Люди и феи в фэнтезийном фильме «Малефисента»



Англо-американский фэнтезийный фильм 2014 года «Малефисента» снят режиссёром Робертом Стромбергом по сценарию Линды Вулвертон и основан на старом диснеевском мультфильме 1959 года. Для того чтобы изобразить совмещение двух миров – человеческого и астрального, создателям фильма потребовалось совместить и два художественных жанра – реальное кино и мультипликацию. В общем, получилось достаточно впечатляюще, учитывая компьютерный дизайн, спецэффекты, многообразие живых форм и красок, а также трогательный сюжет, напоминающий известные сказки, например, «Спящую красавицу». Кстати, мультфильм 1959 года, ремейком которого является фильм «Малефисента», так и назывался – «Спящая красавица».
Юная фея Малефисента, жившая в стране под названием Топкие Болота, находившейся рядом со страной людей, повстречала мальчика, забредшего по причине любопытства за границы человеческого пространства. Мальчика звали Стефан. Судьба крепко-накрепко свяжет фею и человека. Здесь не будет разыграна классическая любовная тема. Наоборот, наметившаяся между ними любовь обернётся  тяжёлой драмой, причиной которой станут свойственные людям корысть, зависть и предательство.
В этом сказочно-фэнтезийном фильме акценты расставлены чётко: зло исходит из мира людей и в него же возвращается по закону возмездия. Тот, кто сеет хаос и разрушение, сам же это и получит. Судьба старого короля, а затем сменившего его на троне Стефана является тому ярким примером. Имя Стефан, означающее «венец», символизирует вершину человеческого коварства.
Не правы те, кто считает, что сюжет фильма построен на теме мести феи Малефисенты (в великолепном исполнении Анджелины Джоли) человеку и королю Стефану (актёр Шарлто Копли, убедительно сыгравший эту роль). Могущественная фея не станет мстить слабому и никчёмному человеку, похитившему её волшебные крылья. Она лишь проследит за тем, чтобы зло, исходящее от человека, обернулось петлёй вокруг его же шеи.
Малефисента великодушна, справедлива и весьма проницательна. Она сумела увидеть в маленькой Авроре, дочери короля Стефана, светлую и чистую душу и фактически приняла на себя функции опекуна и воспитателя девочки,  будущей королевы единого королевства (актриса Эль Фэннинг). 
Имя Аврора («предрассветный ветерок»), как и его носительница, символизирует светлое и доброе начало, ту утреннюю зарю, которая восходит как обновление старого мира.
Фильм «Малефисента» полезно смотреть как образец кино, излучающего, несмотря на присутствие в нём коварства и предательства, чистоту, красоту, добро и любовь. Причём, тема любви раскрыта создателями фильма опять-таки не в стереотипном сказочном разрешении – через пробуждающий спящую красавицу поцелуй принца. Такой поцелуй как раз и не сработал, да и сам принц выглядит больше как комическая, а не доблестная фигура. И это тоже не случайно.
Ведь самая сильная и животворящая любовь – это не чувства двух людей друг к другу, а любовь к планете Земля, Природе, ко всем её созданиям, наконец, любовь к Вселенной и осознание себя на основе такой любви как части мироздания, как космического человека. Вот почему спящую Аврору пробуждает не поцелуй принца-мальчишки, ещё не разобравшегося в самом себе, а поцелуй феи Малефисенты, олицетворяющей силу Природы. Это наиболее сильный эпизод в фильме, но, к сожалению, его мало кто понял правильно.
Король Стефан, наоборот, являет типичный пример человеческой любви к самому себе, так характерной именно для королей и прочих властолюбивых правителей, что и ведёт их к одинаковому концу. И в этом плане фильм-фэнтези «Малефисента» также расставляет акценты очень точно и убедительно.
Что касается превращений, производимых Малефисентой, то они также вполне понятны, поскольку все существа энергобиологической формы жизни обладают мобильной формой, структура которой позволяет им менять своё тело по замыслу или усмотрению, в зависимости от ситуации. Сама же Малефисента способна также манипулировать пространством, что лишний раз наводит на мысль о материализованной голограмме, каковой может быть называемый нами действительным мир. Ведь и авторы фильма, изображая параллельную реальность, создают и визуализируют не что иное, как её компьютерную проекцию на экране.
Наконец, скажем и об имени главной героини. Имя Малефисента в переводе с английского означает «пагубная», «преступная». Таковой она является в представлениях своих антагонистов-людей, но не на самом деле. И в этом плане семантика имени вступает в явный контраст с его эстетичным звучанием, которое никак не ассоциируется со злой феей-волшебницей.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий