Простор для мысли

Простор для мысли

вторник, 15 сентября 2015 г.

Просто так, для забавы?.. О чём на самом деле рассказывается в фильмах-двойняшках Михаэля Ханеке «Забавные игры» (1997 и 2007 годы)



У австрийского режиссёра Михаэля Ханеке есть два очень странных и одновременно страшных фильма об одном и том же и под одинаковым названием – «Забавные игры» (1997 год и авторемейк 2007 года). 
Дважды экранизировать фактически один и тот же, самим им придуманный сюжет, пусть и с разными актёрами, – это весьма знаковый факт.
И этот факт можно истолковывать по-разному: как проявление личной мизантропии; как стремление показать изнанку общества, рождающего убийц в белых перчатках, и нравственную ущербность тех, кто находит удовольствие в созерцании насыщенного изощрённым садизмом сюжета; наконец, как намеренное и гиперболизированное подчёркивание свойственных человеческому миру цинизма и обыденной жестокости, прикрытой под масками всеобщего маскарада.
Но можно обнаружить и ещё один смысл, запрятанный в самом глубоком подтексте и проявленный как подсказка непонятливым зрителям только в одном фрагменте – когда один из убийц с помощью пульта отматывает кадры происходящего назад и меняет нежелательную раскладку событий, а после этого начинает со своим дружком явно выпадающие из общей канвы событий и диалогов действующих лиц рассуждения о совмещении реальностей.
До этого фрагмента ответ на вопрос – кто же они, убивающие не ради грабежа или по какой-то иной причине, а просто так, ради забавы? – мог быть таким: это субъекты-зомби, патологические убийцы, управляемые со стороны Тёмного мира. Манипуляция же со временем посредством пульта кардинально меняет ответ на поставленный вопрос.
Наигранно вежливые садисты-убийцы в белых перчатках сами же и есть демоны в человеческом облике, исполняющие функцию вершителей чёрной кармы.
Ведь перематывать бытийные кадры на голографическом пространственно-временном диске и перестраивать развитие событий, как в компьютерной игре, обычные люди не могут.
Вот почему мы утверждаем: Михаэль Ханеке снял не столько фильм ужасов, сколько ужасное по своей сути откровение о той реальности, в которой мы находимся.
Всё происходящее  имеет конкретную причину, ничего не происходит случайно, поэтому жизнь и конец людей с чёрной кармой является итогом их собственных неблаговидных или даже весьма отрицательных поступков и действий в прошлом, память о чём у них заблокирована.
Страшный конец внешне благополучной семьи и их соседей, безусловно, наступает отнюдь не по нелепому стечению обстоятельств. Просто так ничего не происходит. Ведь те, кому суждено коллективно и страшно погибнуть, живут в составе семьи, поселяются рядом, летят в одном самолёте или оказываются одновременно в месте совершения теракта.
Этот эзотерический аспект двух фильмов под названием «Забавные игры» является в них основным, да и само заглавие также имеет скрытый смысл: человеческая жизнь есть игра на сцене огромного мирового театра, порой в весьма жестоких сюжетах, являющихся таковыми лишь для участников игры, но не для её авторов, которые придумывают такие игры и даже, по всей видимости, забавляются при этом.  
И разве не так же поступают дети, жестоко забавляясь с пойманной лягушкой или птицей, беспощадно рвущие живые цветы и ломающие ветви деревьев – просто так, не задумываясь о последствиях?.. Тут есть очевидная закономерность, и, ужасаясь сценой расправы с десятилетним мальчиком, эту закономерность следует осознать. Создание же талантливым режиссёром-философом фильмов-двойняшек не без внушённой извне идеи является двойным напоминанием об этом.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий