Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 26 марта 2015 г.

Жизнь без идеи и веры - просто прозябание (о старом советском фильме "Исповедь", 1962 год)


Фильм «Исповедь» (Одесская киностудия, 1962 год, режиссёр Всеволод Воронин) интересен не только своей основной идеей – жизнь опровергает религию, но и зарисовками быта и нравов советского общества полувековой давности.
Что можно сказать по поводу увиденного? Очевидно следующее, учитывая не только реалии 1960-х годов, но и наших дней (актуальность фильма ничуть не уменьшилась).
1)  Бог не на Небе и не в церкви. Он в душе.
2) Церковь – социальный институт, где действуют те же люди, что и в миру, со всеми их достоинствами и недостатками, убеждениями и сомнениями.
3) Жизнь без идеи, без веры в какой-то высший идеал превращается в бездуховное существование, чреватое торжеством инстинктов над разумом и даже человеческой волей.
Во время, изображённое в фильме «Исповедь», души людей были намного чище, чем в наши дни. Причина – отгремевшая война, которая всегда, во все времена, повышала уровень нравственности общества. Известно, что страдания и горе очищают сознание человека лучше, чем всякие покаяния и посты, особенно если они не искренние, а показные.
К тому же идеи советского общества являлись разновидностью религии. Большинство советских людей, как раз в изображённые в фильме 1960-е годы, действительно верили в светлое социалистическое и коммунистическое завтра. Религия же и основана на примате веры над знаниями.
Впрочем, как тогда, так и сейчас принцип общежития требовал от человека быть таким, как все. В противном случае человек объявлялся белой вороной и мог превратиться в изгоя.
Сейчас, как и тогда, масса людей всё ещё не желает и слышать о том, что земной мир не является единственной реальностью. Люди по-прежнему живут сами по себе и для себя и не задумываются о смысле и цели жизни. Если же кто-то и задаётся таким вопросом, то ответ начинает искать только в плоскости материального бытия – успех, карьера, достаток, удовольствия, отдых…
Правда, в наше время, в отличие от 1960-х годов, посещение церкви не осмеивается, а даже приветствуется. Но многое ли от этого изменилось?..
Главное ведь – не внешняя атрибутика, в том числе и церковная. Господствующие стереотипы в общественном сознании заставляют людей думать в первую очередь о преходящих ценностях.
Между тем основа любого человека, его «Я-сознание», носитель индивидуальности – душа (матрица) при условии пробуждения заставляет начинать поиски истины.
Таков и герой фильма «Исповедь» Василий Черемных. Состояние его души и уровень развития индивидуального «Я» выше, чем у многих наших современников и даже выше, чем у его избранницы Оксаны, воспринимающей реальность в узкой плоскости красоты природы и радостей жизни.
Финал фильма разочаровал: Василий, судя по всему, оставит философские книги, и всецело погрузится  вместе со своей супругой в мир сугубо материального бытия. А это означает, что процесс развития его души, если не остановится, то существенно замедлится.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий