Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Скрытый смысл (аллегория) фэнтезийного жанра в литературе и кинематографе


Земля – поле битвы. Такова главная идея фильма «Орудия смерти: Город костей» (2013 год, Германия, режиссёр – Харольд Цварт), снятого в жанре фэнтези. Главная героиня Клэри говорит в конце фильма: «Я не знаю, как мне теперь жить в этом мире: я не вижу улицы, дома и машины, я вижу демонов и ангелов». Между тем мир остался таким, каким и был. Изменилось его восприятие: Клэри стала другой.
Впрочем, она всегда была другой – не просто человеком и даже не совсем человеком. Только она не знала о том, что по рождению принадлежит к секретной касте воинов («сумеречных охотников»), которые защищают Землю от сил Тьмы. Её память и осознание тайны рождения были заблокированы. Она жила долгое время как обычный человек, пока не начались драматические события, связанные с её семьёй.
Так живут все люди в этом мире: их память отключена от прошлого, от личной истории. Зачем? Чтобы они воспринимали тот план бытия, в котором находятся, как главный и единственный. Это помогает им серьёзно относиться к опыту впечатлений, ко всем жизненным коллизиям. Люди не могут осознавать и подлинную сущность тех, кто с той или иной целью находятся в человеческих телах. Их, судя по фильму, немало: демоны, ангелы, нефилимы, маги, вампиры, оборотни.
В основе сюжета фильма – произведение американской писательницы Кассандры Клэр (подлинное имя – Джудит Рамелт) «Город костей» (2007 год) из серии «Орудия смерти». В эту же серию входят книги «Город праха» (2008), «Город стекла» ( 2009), «Город падших ангелов» (апрель 2011), «Город потерянных душ» (2012), «Город небесного огня» (2014). Название серии книг и её первого романа обусловили и название фильма – «Орудия смерти: Город костей». Первые три из указанных романов объединяются также в серию «Сумеречные охотники».
Представители касты сумеречных охотников, не относящейся к миру людей, являются главными действующими лицами в анализируемом фильме.
Откуда такое наименование – сумеречные охотники? Они представители той реальности, которая скрыта от восприятия обычных людей (в фильме люди обозначаются посредством слова примитивные). В отличие от людей, они обладают сверхспособностями, активно используют магические знаки-руны и предметы, главным из которых является волшебный кубок, предмет поиска и борьбы всех тех, кто претендует на ведущую роль в этом мире.
Простые люди могут увидеть подлинную природу окружающих их лиц, если начнут воспринимать мир посредством шестого и седьмого чувства (таков в фильме – друг Клэри по имени Саймон). По всей видимости, экстрасенсорика у людей намеренно блокируется теми, кому не выгодно сбрасывание масок.
Сумеречные охотники, они же нефилимы действуют в сумеречном мире. Этот мир – не что иное, как земной мир, в который вторглись демоны, стремящиеся подчинить его себе и фактически уничтожить. Демоны породили магов, вампиров и оборотней. Причём маги – это дети демонов и людей. Вампиры же и оборотни появились как материализация болезней, принесённых демонами.
Сумеречные охотники (нефилимы) – потомки людей и ангелов. По легенде, некий высший ангел (в книге и фильме его называют Разиэлем) создал Чашу смерти, в которой смешал свою и человеческую кровь, затем дал испить из Чаши людям. Так и появились первые нефилимы. Наполовину ангелы, наполовину люди.  
Одна из идей фильма такова: видимое обманчиво, и слепо доверять никому нельзя. Даже среди нефилимов есть те, кто стремится к своим личным и узкокорыстным целям. Таков Валентин Моргенштерн, стремящийся завладеть Чашей смерти и другими магическими предметами.
Чаша смерти, или волшебный кубок недаром имеет такое название. Далеко не каждый человек, испив из неё смесь своей крови и крови нефилима, сможет трансформироваться и выжить. Валентин же, мечтающий о господстве над всеми, как раз и ставит такую цель: окружить себя избранными и преданными слугами, а всех остальных истребить.
Произведения в жанре фэнтези нельзя воспринимать как развлечение или пустую фантазию. Их аллегория имеет безусловный подтекст и скрытый смысл.
Земной мир, действительно, меняется на глазах и открывается совершенно неожиданным образом. Это – реалии наших дней. И осознать их помогают художественные образы, отнюдь не случайно и совсем не по собственной прихоти создаваемые писателями и кинематографистами. Следует вполне серьёзно отнестись к высказыванию одного из героев фильма «Орудия смерти: Город костей»: все истории – это правда.


А. Ф. Рогалев.
Трейлер

Комментариев нет:

Отправить комментарий