Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 26 декабря 2015 г.

Может ли любовь вызывать жуткую боль? О фильме Гаспара Ноэ "Любовь".



О франко-бельгийском фильме «Любовь» режиссёра и сценариста Гаспара Ноэ много говорят. Скажем и мы о том, что любви в этом фильме нет. Есть лишь проявление инстинктов, которые обильно демонстрируются на экране мужскими и женскими особями, не знающими и, скорее всего, не подозревающими, что настоящая любовь возвышает человеческие души, но не опускает их до уровня промежности, воспеваемой в этом киносюжете как главное достоинство человека.
Лейтмотивом по всему сюжету проходит переживание главного героя, но обусловлено оно опять-таки физиологическим тяготением к партнёрше, которая для него утеряна, и явной неприязнью к жене, вызывающей у нашего героя отвращение.
Создатели фильма изображают сексуальную любовь, являющуюся низшей разновидностью тяготения людей друг к другу, поскольку она основана на врождённом половом инстинкте. Отсюда и насыщенность сюжета натуралистическими сценами. Все они поданы так, что не оставляют сомнения в том, что мы сказали выше.
Когда-то, ещё в XIX веке, в художественной литературе (кино тогда ещё не было) шли споры об уместности в словесном творчестве элементов натурализма, под которыми в то время понимали как раз социальные пороки и трагедии. Прошло время, и социальная изнанка стала чуть ли не основной темой для изображения. Резко отличались на этом фоне советские литература и кино с их нравственными идеалами и ценностями. Но и они уже стали историей. Ныне активно действующим героем стал носитель всевозможных пороков, а выражение высоких идей воспринимается как анахронизм. Это является одним из ярких проявлений того, что человечество всё явственнее погружается во власть Тёмного мира.
В фильме «Любовь» одним из двух главных персонажей является молодая женщина неопределённых занятий по имени Электра. Якобы она увлекается искусством, но на первом плане показаны её наркотическая зависимость и тяга к сексуальным извращениям. Под стать ей и её «бойфренд» Мёрфи, американец, приехавший в Париж учиться в школе киноискусств по специальности «режиссура». Однако главной темой кино, которая его необычайно волнует, является самовыражение человека через сексуальную раскрепощённость и свободу. Он явно сексуально озабочен и страдает от гиперфункции второго энергоцентра в биоэнергоструктуре человека, связанного с продуцированием астрально-сексуальной энергии ярко-красного цвета. Поэтому основным занятием Мёрфи в Париже является поиск подходящих для него лиц женского пола для занятий сексом.
Знакомство с Электрой стало для студента-режиссёра основным и роковым в его жизни. Фильм построен в форме воспоминаний-реминисценций героя и состоит из ряда сцен, последовательно выстраивающихся в логический ряд как обоснование того, что произошло. Среди тех вопросов, которые Мёрфи задаёт сам себе, ключевым является такой: как может столь прекрасное чувство, как любовь, принести такую жуткую боль?
Увы, герой не понимает, что настоящая любовь, основанная на духовном взаимодействии и резонансе тонкого начала двух людей, с болью и страданиями не связана. То, что он воспринимает за любовь, является, во-первых, проявлением сложных кармических узлов, которыми люди обычно связаны в их жизнедеятельности, а во-вторых, элементарной зависимостью сознания и воли человека от адептов Тёмного мира.
В сцене, где Электра и Мёрфи посещают некий клуб по интересам (фактически – клуб для сексуальных извращенцев), очень ярко и убедительно показана степень деградации общества современного типа. Примечательно то, что ни её, ни его увиденное не шокирует. Более того, они активно присоединяются к омерзительным занятиям, которыми из-за кулис руководят невидимые субъекты, с удовольствием питающиеся энергией низших человеческих страстей.
Трагический финал в таком контексте неизбежен: мир Тьмы не дарит необыкновенных удовольствий и утех для тела бесплатно и отнюдь не озабочен спасением душ, попавших в расставленные тут и там тенета. Люди, к сожалению, редко отдают себе отчёт в том, что их мысли, желания и последующие действия очень часто оказываются внушёнными со стороны. Поэтому и не умеют тормозить. Между тем, «тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку; человек без тормозов – это испорченная машина» (А. С. Макаренко, 1888–1939, советский педагог и писатель).
Создатель фильма Гаспар Ноэ, выступивший в роли сценариста и режиссёра, представил вполне реальную для современного общества тему и оживил её определённой идеей-диагнозом. Но в фильме есть ещё один подтекстовый слой.
Герой фильма Мёрфи находится между женой и сыном, с одной стороны, и Электрой, с другой стороны. Жена и сын – это долг и обязанность, ниспосланные свыше. Электра же, с говорящим именем, указывающим на энергетическую привязку героя к женщине, выступает в роли демона-искусителя. В результате Мёрфи являет собой пример человека с раздвоенным сознанием и противоположными чувствами, из которых он должен выбрать что-то одно. Увы, герой не смог это сделать, в чём также просматривается определённая символическая типология, проецирующаяся на весь современный социум.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий