Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 26 декабря 2015 г.

Неизбежный выбор между совестью и предательством в фильме «Тормоз» (2012 год)



Если вам скажут, что почти весь фильм вам будут показывать, как человек пытается выбраться из пластикового контейнера в багажнике автомобиля, куда он насильно был помещён похитителями, вы, вероятно, не захотите такой фильм смотреть.
Тем не менее художественный фильм «Тормоз» (оригинальное название – «Brake», 2012 год), снятый режиссёром Гейбом Торресом по сценарию Тимоти Мэнниона и Эндрю Хилтона, впечатляет. И это – вопреки тому, что всё его пространство фактически ограничено...  багажником автомобиля.
Сюжет построен динамично, так что каждый следующий его фрагмент не просто усиливает драматизм повествования, но и  нагнетает некую тайну, суть которой становится ясной только в самом конце фильма.
Отчаяние героя, которого зовут Джереми Рейнс (актёр Стивен Дорфф), сменяется надеждой, а его эмоции передаются зрителю, который достаточно быстро начинает понимать, что отнюдь не банальный карточный долг является причиной заключения Джереми в багажник автомобиля. Узник – фигура более значительная, а его пленение имеет целью выведать секрет, связанный с системой безопасности самого президента США.
Актёр Стивен Дорфф сыграл свою роль блестяще. Ведь фильм «Тормоз» – это как раз пример той категории фильмов, которые называются «театром  одного актёра». В действиях персонажа не просматривается ни одной фальшивой ноты. Именно мастерство исполнителя роли и обусловило реализацию замысла авторов фильма, придумавших столь необычный сюжет.
Концовка же фильма вообще экстраординарная. Более того, здесь мы видим две концовки – два «тормоза» в злоключениях героя, и оба для него, Джереми Рейнса, совершенно немыслимые. Это действительно резкие торможения в логике движения сюжета. Хотя смысл названия фильма связан и с самим главным действующим лицом: узник своей непреклонностью тормозит все действия террористов, которые без раскрытия местонахождения некой «Рулетки» (ключевого пункта в системе национальной безопасности) не могут довести свои преступные действия до самой кульминационной точки.
Конечно, можно выискивать наивную фантазию в основе сюжета, указывая на то, что безопасность главы государства зависит не от верности одного конкретного агента и базируется на отработанной многоуровневой схеме, в которой люди лишь статисты, а не определяющие всё субъекты. Но и при таком допущении фильм «Тормоз» остаётся впечатляющим кино.
К указанным выше его сильным сторонам добавим актуальность идеи: человеческий мир сегодня чрезвычайно хрупок и неустойчив – как на уровне всего социума, балансирующего на грани перехода от скрытой террористической угрозы ко всеобщей войне, так и на уровне конкретных людей, среди которых очевиден дефицит порядочности, честности и преданности. Создателям фильма «Тормоз» удалось выразить это в художественной форме вполне убедительно. Ситуация же выбора героя между сомнительной жизнью и предательством в художественном творчестве извечна. Кстати, на такой дилемме строились и советские фильмы о войне.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий