Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 7 августа 2015 г.

Серый фильм о серой жизни (отзыв о художественном фильме «Опора», в оригинале – «Crutch», 2004 года)



Мы любим видеть в кино жизнь особую – либо в красочном социальном её выражении, либо в мистическом обрамлении или в фантастическом изложении. В фильме же «Опора», снятом в 2004 году на документальном материале из жизни самого режиссёра Роба Моретти по его совместном с Полом Джексом сценарию, показаны вполне обычные серые будни из жизни самых обычных людей – так сказать, проза жизни, и ничего больше. Да и сам фильм с художественной стороны не очень яркий, потому что, как сказано в пояснениях в титрах, является режиссёрским дебютом.
В центре повествования – парень по имени Дэвид, старшеклассник, а ещё любитель театра, активный участник школьных постановок. У него есть такая же театралка-подруга. Он живёт в семье, где отец ведёт автономную жизнь на стороне, а мать, вконец сломленная семейными неурядицами и уставшая поддерживать относительное благополучие трёх своих детей – двух братьев и сестры, втихую спивается.
Театр для Дэвида – светлое окно в мир и психологическая отдушина, а дом – нора, в которой он вынужден пребывать.
Английское название «Crutch» подано в русской адаптации этого фильма как «Опора». Но само слово crutch переводится не только как «опора» и «поддержка», но ещё и как «вилка», «костыль», «уключина», «стойка», «промежность». Удивительно, но каждое из этих значений слова crutch аллегорически применимо к тому, что мы видим на экране и что происходит в жизни Дэвида.
Увлечённость театром для него действительно опора и поддержка в жизни, но то, как разворачиваются события (жизненная «вилка»), преобразует эту опору в некую уключину и даже костыль, а вся суть театральных образов в конечном итоге сводится к… промежности. Да, именно так, потому что этот образ интимной части тела по воле судьбы становится для Дэвида основным в его театральных упражнениях.
В качестве режиссёра-постановщика в школьном театре появляется некий актёр по имени Кенни, молодой мужчина свободных нравов, без комплексов и к тому же с проявленным влечением к симпатичным парням.
И здесь самый раз привести слога фильма – «A young man... His teacher...Crossing boundries» («Молодой мужчинаЕго учительПереходящий границы»). Да, именно так. Человек, которому поверил Дэвид и которого принял для себя за образец, помог парню лишь пересечь границы устоявшихся нравственных стереотипов, фактически совратил его, сломал его морально-нравственные устои (его жизненную опору) и сделал дальнейшее существование ущербным (вот он, костыль жизни!) и несчастным.
Жизнь Дэвида подана в серых красках и мрачных тонах. Восхищение Кенни сменяется у Дэвида влечением к этому человеку, которое затем трансформируется у парня в явно болезненную и психически травмирующую зависимость.
Всё, что показано в фильме «Опора», изображается без захватывающих или каких-либо откровенных сцен. Это обычная и, увы, типичная история сломленной жизни в самом её разгаре, в юношеском возрасте. Причём, нельзя сказать, что тема кривой судьбы относится только к Дэвиду. Таковы и все прочие персонажи фильма. Он, как мы полагаем, так и задумывался – как рассказ о вполне обычных людях, вольно или невольно становящихся жертвами больного социума.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий