Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 20 августа 2015 г.

Разновозрастная любовь в фильме «Клеман» (2001 год)



Любовь как взаимное тяготение людей друг к другу на уровне их биополей обычно имеет кармическую подоснову. Карма – не всегда наказание. Имея в виду фильм «Клеман» («Clément»), снятый в 2001 году режиссёром и сценаристом Эмманюэлью Берко, играющей, кстати, одну из двух главных ролей, под словом карма нужно понимать не наказание, а своего рода реминисценцию – от латинского слова reminiscentia в значении «припоминание». Карма вообще толкуется как причинно-следственная связь между прошлой и нынешней жизнями, а применительно к тому, что мы видим во французском фильме, можно говорить о чувстве, сохранённом в подсознании человека из прошлой жизни.
Любовь-реминисценция необычайно сильна, она поражает сердце мгновенно, блокирует всякую логику и рациональное восприятие действительности, переключает биоэнергоструктуру человека в режим сильного эмоционально-астрального напряжения и отводит в сознании на второй план все другие заботы, проблемы и даже повседневные обязанности.
Итак, она – Мэрион, ей примерно 30 лет. 
Она – дама неопределённых занятий, имеет на своём счету связи с разными мужчинами, отличается высоким уровнем эмоциональности в целом и в сексуальной составляющей, в частности; весьма коммуникабельна, отзывчива и доступна. Кроме того, Мэрион – скрытая хищница, поскольку её непосредственные и весёлые забавы с мальчишками и тяготение к молодым мужчинам является не чем иным, как способом энергоподзарядки.
 Он – Клеман, ему 13 лет. 
Он школьник, причём достаточно закрытая личность – молчаливый, глубоко скрывающий свои переживания, временами замкнутый, но достаточно решительный и даже настырный, когда речь идёт о его личных интересах и желаниях.
Встреча Мэрион и Клемана произошла как бы случайно – на дне рождения племенника этой свободной женщины, где, кроме родственников-взрослых, собрались друзья-мальчишки. Но в любой случайности заключена непознанная закономерность, имеющая скрытый смысл. С этого мы и начали наш комментарий, с этого же и продолжим.
То, о чём рассказывается в фильме «Клеман», в современном обществе осуждается. Да иначе и быть не может, поскольку изображаемое лишено всяких разумных оснований и не соответствует принятым нравственным критериям. Но тем не менее это встречается, происходит и как факт жизни требует осмысления. Фильм, снятый Эмманюэлью Берко, преследует именно такую цель.
Если продолжать идею, высказанную нами в начале размышлений, то встреча Клемана и Мэрион, имеющая кармическую подоснову, вполне целенаправленна: они отдают друг другу тот заряд эмоциональной энергии, который считался за ними как взаимный долг, а потом расстаются, так как не предназначены друг для друга, почему и были сведены в так сказать «нестыковочном» возрасте.
Такова парапсихологическая основа истории межличностный связей двух людей. Далее можно продолжать уже в аспекте традиционных психолого-нравственных и социокультурных представлений – насколько приемлемо и допустимо показывать связь взрослой женщины и юнца на экране.
Нужно сказать, что мальчишка прошёл основательную школу любовного искусства у опытной мастерицы. Невольно вспоминается обычай, существовавший во многих дворянских семьях: юных сыновей родители часто отдавали на обучение специально подобранной женщине, а только после этого подыскивали им невест.
Можно также рассуждать о художественных достоинствах или недостатках фильма, о работе режиссёра, тонкостях сценария, операторском мастерстве. Здесь возможны разные мнения, но, думаю, основная сложность для создателей фильма заключалась в том, как показать в дозволенных и допустимых рамках то, что требовалось показать, как раскрыть весьма щекотливую тему.
Авторы фильма остановились на таком варианте: всё самое сокровенное показано в полутёмных тонах, на затемнённом экране, то есть зритель прямо не видит то, что показывается и может только догадываться о происходящем, рисуя в своём воображении то, что ему нравится. По всей видимости, такой художественно-стилистический приём наиболее удачный, поскольку смысл сюжета и его идейная составляющая полностью раскрываются в других сценах обычного плана. Да и любовь выражается не только в постели, но и в повседневных встречах, взглядах, репликах, специфике реакций людей на происходящее и на друг друга и в поведении в целом. Эта сторона взаимоотношений Мэрион и Клемана выдержана последовательно и подана достаточно убедительно.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий