Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 29 августа 2015 г.

Проблематика и художественные особенности экзистенциалистского фильма Михаэля Ханеке «Белая лента» (2009 год)



В социально-психологической драме австрийского режиссёра и сценариста Михаэля Ханеке «Белая лента» («Das weiße Band») изображается жизнь в немецкой протестантской  общине накануне Первой мировой войны. Община проживает в деревне, в которой есть, как и в других провинциальных селениях, хозяин-барон, управляющий поместьем, пастор, врач, учитель и обычные крестьяне, зарабатывающие на жизнь на полях барона.
Внешне в общине всё благополучно: барон обеспечивает необходимый достаток крестьянам, управляющий умело организует труд, пастор заботится о душевном состоянии своей паствы, а учитель учит детей в школе.
С другой стороны, в протестантской деревенской общине и в поместье, её центре, как и в большом мире, частью которого община является, кипят нешуточные страсти. Внешнее благочестие оказывается показным и ложным по сути, когда правила и установленные нормы неукоснительно соблюдаются, но первенствует заретушированное лицемерие и торжествуют скрытые пороки. Двойственность ситуации, контраст между показным и настоящим аллегорически выражены намеренно снятым чёрно-белым кино.
Приём контраста использован и при сопоставлении мира взрослых и мира детей. Не случайно заглавие фильма снабжено подзаголовком – «Немецкая история о детях» («Eine deutsche Kindergeschichte»). Дети лучше, чем кто-нибудь другой, видят и понимают фальшь, исходящую от взрослых, поэтому замыкаются в рамках своей детской мини-общины и пытаются воздействовать на взрослых неординарными поступками. По крайней мере, учитель подозревает, что во всех главных событиях, происходящих в деревне, основную роль играли именно ученики церковного хора.
Пастор повязывает накануне конфирмации своим старшим детям – дочери и сыну белые ленты на рукавах как знак чистоты и невинности. Но этот ритуал, выполняемый со всей присущей пастору строгостью, опять-таки вступает в противоречие с тем, что на самом деле происходит в душах детей, которые постепенно черствеют и где пускает ростки та же присущая взрослым тяга к двойной жизни. 
Да и как же иначе, если все христианские заповеди используются в отношении тех же детей не для прощения и даже не для воспитания в духе добра и любви, а для наказания, принимающего иногда нелепые формы. И дети ожесточаются против своих отцов, среди которых есть не только догматики вроде пастора, но и откровенные растлители своих же детей, каким изображён деревенский врач.
События в фильме разворачиваются на детективной основе, и в них оказывается вовлечённой фактически вся деревня, хотя на первом плане, естественно, показаны главные действующие лица из семьи барона, управляющего, пастора и одного из крестьян общины и, конечно же, дети. Детективная канва повествования позволяет создателям фильма вскрыть и развенчать нездоровую атмосферу, царящую в деревне в межличностных отношениях, прежде всего, внутри семей и принимающую со всей очевидностью характер жестокости.
Фильм заканчивается приёмом переключения внимания как героев сюжета, так и зрителей, с событий внутридеревенской жизни на события мирового масштаба. Начинается война на межгосударственном уровне, а ей предшествует война на межличностном уровне. Масштаб разный, а суть одна: война является неизбежной спутницей жизни людей, чьё бытие основано на показной вере и попираемом личными поступками учении.
Фильм представлен зрителю от имени повествователя, каким выступает учитель, ставший свидетелем и в определённой мере участником загадочных событий, случившихся в протестантской деревне. Этот приём режиссёра весьма удачен и убедителен. Так и хочется сказать: лучше не расскажешь.
Впечатляет игра всех актёров без исключения, но особенно Кристиана Фриделя (тот же учитель) и Бургхарта Клаусснера (пастор), а также исполнителей детских ролей, и ещё этнографизм фильма (быт, обстановка, костюмы, протестантская этика).
Самое главное в фильме Михаэля Ханеке – не какие-то аллюзии и символы, не социальный фон, а полный акцент на экзистенцию человека, на индивидуальное восприятие реальности и неповторимые переживания каждого отдельного взятого героя фильма, не похожего ни на кого.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий