Простор для мысли

Простор для мысли

среда, 22 июля 2015 г.

Мистическая история с подводной лодкой в художественном фильме «Глубина» (2002 год)

Американский фильм 2002 года «Глубина» (режиссёр Дэвид Туи, он же один из сценаристов, наряду с Лукасом Сассменом и Дарреном Аронофски) снят в типичном американском стиле: закрученная фабула с малопонятными сюжетными поворотами, которые нужно просто проглатывать, не разжёвывая, то есть не задумываясь, не анализируя, не мотивируя происходящее, а вдобавок к этому – нагнетание какой-то страшной тайны и в исходе – неизбежный рок, своего рода дамоклов меч над каждым действующим лицом и над самой подводной лодкой.
И всё же, несмотря на необъяснимое, фильм смотрится с интересом. Мистика как магнит притягивает, этому способствует удачно подобранная музыка, и мысленно оказываешься на американской подводной лодке «Тигровая Акула», которая в далёком 1943 году, в разгар Второй мировой войны, находится где-то на просторах Тихого океана. 
У команды нет ни одного спокойного дня. Океан большой, но бывает, что и спрятаться негде, даже на дне. Акваторию бороздят во всех направлениях американские, английские, немецкие, возможно, японские корабли. Стычки и гибель возможны в любую минуту.
Экипаж «Тигровой Акулы» ждал опасности сверху, но она затаилась под водой и на самой субмарине. И это составляет главную суть фильма.
В чём же опасность? Увы, она не понятна ни членам экипажа, ни зрителям, да и, по всей видимости, создателям фильма. В этом-то вся изюминка придуманного сюжета: зритель смотрит с напряжённым вниманием и не может понять, что же всё-таки происходит, в чём дело...
Более или менее определённо можно утверждать только следующее: вода по своим свойствам является аналогом астральной материи в наиболее плотной её разновидности, а погружение в воду, согласно эзотерическим и мифологическим источникам, равнозначно пересечению неких граней, разделяющих одну реальность от другой. 
Подводные лодки поэтому всегда плавают по границе миров, и многие мистические морские истории нового времени связаны именно с подводными лодками. При этом редко какая из субмарин выходила из таинственной переделки живой и невредимой…
В завязке фильма на борт «Тигровой Акулы» принимают терпящих бедствие пассажиров английского плавучего госпиталя – двух мужчин и женщину-врача или медсестру. Медицинский корабль якобы был подбит немецкой торпедой. И вскоре становится ясно, что спасённые люди принесли с собой на борт очевидные проблемы.
Впрочем, проблемы были на судне и до прибытия пассажиров. Это становится понятным позже, по мере развития действия. Несколько дней назад, до изображаемых событий, «Тигровая Акула» подбила немецкий корабль, а при осмотре подбитого судна при загадочных обстоятельствах погиб капитан подводной лодки Винтерс. Командный состав лодки знает правду о гибели капитана или думает, что знает, но предпочитает использовать придуманную легенду в качестве объяснения.
Принявший на себя командование лейтенант Брайс принимает правильное решение – вернуться на военную базу, но события разворачиваются иначе, и «Тигровая Акула» оказывается фактически сначала прижатой ко дну океана немецким эсминцем, а потом и вовсе лишённой управления.
Создаётся впечатление, что подводная лодка, как до этого и английский плавучий госпиталь, попала в зону действия какой-то неведомой силы, противостоять которой нет никакой возможности. И эта сила держит в замкнутом пространстве и не отпускает, а затем постепенно, по очереди расправляется с теми, кто так или иначе приговорён к смерти из-за каких-то серьёзных  прегрешений. Грешники собраны как члены одной команды и отправлены в последний для себя поход. Иного объяснения того, что показано как мистические проявления неведомого, предложить сложно.
Следует иметь в виду, что война есть отработка кармы огромными массами народа. Война – это «кармический котёл», в котором кипят и перерабатываются колоссальные человеческие страсти и энергии всех спектров и видов.
И ещё. В любой войне мистические проявления – обычное дело. Более того, в войне мистики больше, чем где бы то ни было. Об этом свидетельствует история всех войн на Земле. И это – сущая правда.
© А. Ф. Рогалев.

P. S. Интересный факт из «Википедии» для любителей истории создания фильмов. До начала съёмок фильма «Глубина» все актёры проходили учения в школе подводников, где их обучали правилам поведения на борту подводных лодок, принципам управления и устройства внутренних механизмов. 
После этого для создания реального ощущения нахождения на большой глубине был сконструирован гидравлический макет, который поднимался, опускался, скрипел, вертелся и крутился, в точности повторяя движения настоящей субмарины под водой. 
Ко всему этому, режиссёр Дэвид Туи заранее записал некоторые звуки – подводные взрывы, песни китов, шумы моря, звук отстреливаемых торпед и прочее, которые звучали во время съёмок на площадке, усиливая у актеров впечатление того, что они находятся на борту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий