Простор для мысли

Простор для мысли

вторник, 16 июня 2015 г.

Внешняя занимательность не исключает серьёзную тему (о фильме «Мир юрского периода»)



 За внешней занимательной и в целом фантастической фабулой нового фильма «Мир юрского периода», или «Jurassic World» производства США и Китая (2015 год, режиссёр Колин Треворроу, авторы сценария Рик Джафф, Аманда Сильвер, Колин Треворроу), четвёртого по счёту из серии подобных фильмов, очевидны вполне серьёзные темы. Ведь известно, что фантастика является аллегорическим изображением того, что было или есть, будет или может быть. В данном случае актуальным является как раз то, что может быть, если…

Всегда находятся члены социума, которые умело используют потребность масс в зрелищах и развлечениях на грани острых эмоциональных впечатлений. На этой основе создаётся аттракцион «Мир юрского периода», в котором благодаря стараниям генетиков воссозданы самые разные формы живых организмов той эпохи, которая кажется всем очень далёким прошлым.

 Сцены и кадры фильма благодаря использованию спецэффектов и компьютерного дизайна впечатляют: на одной площадке дети гуляют с мирными ископаемыми животными, катаются на них, фотографируются с ними, кормят их с рук и даже обнимают без всякой опасности для себя. 


На другой площадке демонстрируется приём пищи агрессивными ихтиозаврами. На третьей можно совершить прогулку на специально оборудованном передвижном средстве по поляне, где гуляют и пасутся динозавры не самых агрессивных видов. Через прозрачные стены вольеров можно наблюдать за птеродактилями. Аттракцион юрского периода – не что иное, как зооцирк нового типа.

В секретных лабораториях парка тем временем идёт работа по созданию всё новых и новых видов ископаемых зверей, в том числе и таких, которые благодаря ухищрениям генетиков сочетают в себе черты и способности нескольких видов. Среди создаваемых хищников есть и такие, которых никогда не было на самом деле. Военное ведомство тем временем преследует свои цели, предусматривающие создание «боевых особей», которых можно применить в военных конфликтах на полях боёв и сражений.

 Данный фильм можно отнести к разновидности фильмов-катастроф. Ведь катастрофы бывают разными и вызываются не только разгулом стихий – землетрясениями, извержениями вулканов или падением небесных тел. Катастрофы могут иметь и социальную причину, если являются следствием алчности, жажды наживы любой ценой и любыми средствами, в том числе и переходом за границы дозволенного человеку. Именно это мы и видим в фильме «Мир юрского периода».

С данным киносюжетом связана и ещё одна тема – вполне эзотерическая, но не менее реальная, как бы это ни казалось невероятным. Дело в том, что ход времени не линеен, а представляет собой энергетическую спираль, каждый виток которой является условно называемым «кадром» бытия. Это как на диске с записанным фильмом: стоит перемотать вперёд или назад, и перед зрителем открываются разные кадры одного сюжета. Так и в жизни, которая подобна очень долгому фильму с несколькими сезонами, в каждом из которых десятки серий. Перемотка назад на определённое число витков-«кадров» – и мы реально оказываемся в… парке  юрского периода.

Если говорить менее образно и более научно, то в действительности бывает наложение или совмещение «кадров» бытия, иначе разных пространственно-временных реалий, когда перед изумлёнными людьми предстаёт то, что по всем имеющимся стереотипным представлениям не может быть. Но такое случается только тогда, когда сами люди нарушают тем или иным образом естественный ход течения времени. Людей нередко наказывают этим совмещением времён за чрезмерное любопытство.

Поэтому фильм «Мир юрского периода», на наш взгляд, является ещё и фильмом-предупреждением и предостережением. Его нельзя воспринимать поверхностно – только как зрелищное кино с и с использованием самых современных технических средств, позволивших показать почти настоящих, как бы живых динозавров, разгулявшихся из-за оплошности людей на воле.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий