Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 22 июня 2015 г.

Когда разум и чувства вперемешку, и так хорошо вдвоём (о старом лирическом фильме «Семь веснушек», 1978 год)

Среди немецких фильмов картина «Семь веснушек» («Sieben Sommersprossen») режиссёра Херрманна Цшохе, снятая по сценарию Кристы Коцик и Габриэлы Херцог, выделяется своей непосредственной милой и доброй аурой. Вышедшая на экраны ещё в 1978 году на киностудии «Дефа» (Германская Демократическая Республика), эта кинолента никогда не была в массовом прокате из-за своей подростковой тематики.
Между тем ничего «ненормального» в фильме «Семь веснушек» нет. В ней разыгрывается старый как мир сюжет на тему Ромео и Джульетты, но, безусловно, в осовремененном его варианте. При этом взаимоотношения главных героев фильма Каролины (актриса Карен Шрётер) и Роберта (актёр Харольд Ратан) исключительно детские, наивные и чистые, хотя не без притяжения биополей, что, впрочем, вполне нормально при изображении на экране взаимодействия двух юных созданий.
Ей четырнадцать, а ему пятнадцать лет, и они приехали в летний лагерь на отдых. Ранее Каролина и Роберт учились в одном классе, но семья мальчика переехала в другое место, и дети потеряли друг друга. Теперь же они встретились вновь, и прежняя дружба, имевшая до этого форму симпатии, не просто восстановилась, но и трансформировалась в те чувства, которые нередки между находящимися в школьном лагере парнем и девушкой. 
Невинная юношеская любовь, летняя романтика, пейзажные зарисовки, детская энергия и задор, лирическая музыка композиторов Гюнтера Эрдмана и Петера Готтхарда создают тот особый мажорный колорит, который затушёвывает все социально-бытовые и психологические коллизии, в сопровождении которых крепнет и развивается взаимное притяжение Каролины и Роберта. Строгие установки и правила пребывания школьников в летнем лагере, интриги и зависть подруги, проблемы в семье Каролины – всё это и другое блёкнет и становится каким-то несущественным для двух юных душ, нашедших друг друга в этом мире.
Тема Ромео и Джульетты здесь вполне актуальна по трём причинам: влечение Каролины и Роберта друг к другу такое же сильное, как и у героев Шекспира; подростки под руководством воспитателей занимаются инсценировкой шекспировской пьесы, а главные роли трагедии XVI века в самом финале исполняют именно наши герои; наконец, в фильме, несмотря на его мажорный заряд и лирический лад, очевидны и нотки грусти и даже драматические аккорды.
Давайте задумаемся над таким вопросом: почему тема Ромео и Джульетты изначально была представлена Шекспиром со столь печальным финалом? Всё дело в том, что в человеческом мире сила и сладость притягательной любви даётся людям (если даётся!) лишь на время, а преобладающими в межличностных отношениях были и остаются проблемы, которые являются следствием каких-то нерешённых ранее задач и не сложившихся контактов. Более того, межличностные кармические связи нередко усугубляются различными иными жизненными обстоятельствами.
Пребывание в лагере и время любви, как в инсценируемой пьесе, скоротечны. Потом Каролина и Роберт вернутся в свои семьи и разные школы. На первый план выдвинутся другие насущные дела и задачи. Останется лишь грусть воспоминания о тех веснушках на лице девочки Каролины, которые мальчик Роберт, находясь в состоянии, когда его разум и чувства смешались, выразил понятным ему одному числом «семь». И эта грусть с годами может принять характер ностальгии. Так очень часто и бывает.
Впрочем, всё может сложиться и совсем иначе. Но факт остаётся фактом: в земном мире для Ромео и Джульетты – только для них двоих и больше ни для кого иного – отведено слишком мало места и времени.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий