Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 28 мая 2015 г.

Сказанное и несказанное в фильме "Батальон" (2015 год)

При просмотре нового российского исторического фильма «Батальон» (режиссёр Дмитрий Месхиев, 2015 год) невольно вспомнилось произведение белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо». Действительно, это так и есть, и данный фильм тому – красноречивое свидетельство: слишком уж нелепо выглядит компания одетых в солдатские шинели и сапоги разношёрстных дамочек – от графини и княгини до простой служанки или крестьянки. Заметим, что и весь женский актёрский состав – на одно лицо, трудно отличить одну «солдатку» от другой, да и просто запомнить, кто же кого изображает. Индивидуальность почти не проявляется.
Исключением являются две фигуры – госпожа-командирша Мария Бочкарёва (артистка Мария Аронова) и сгибающая железные штыри крестьянка-великанша Дуся Гринёва (артистка Янина Малинчик). Запомнились они именно как персонажи, доигрывающие мужские роли из прошлой жизни, поэтому и выглядят естественно. Остальная же женская масса – один обобщённый серый персонаж, комичный и нелепый.
Да, в истории Первой мировой войны такой факт был. Женский батальон создали по решению главы Временного правительства Керенского в середине 1917 года, и возглавила его крестьянка по социальному происхождению Мария Леонтьевна Бочкарёва (1889–1920), которая за три года до этого добровольно отправилась на фронт и дослужилась в армии до чина поручика. Этот батальон был первым, затем формировались и другие женские батальоны, защищавшие, в частности, Зимний дворец во время его штурма военными отрядами большевиков-ленинцев. Да и в Гражданской войне, уже на стороне красных, также сражались женские войсковые формирования.
Смысл формирования батальона Марии Бочкарёвой якобы заключался в том, чтобы женским примером поднять боевой дух мужских батальонов и дивизий, не желавших участвовать в бессмысленной бойне и массово прекращавших боевые действия. Но ведь женский батальон ОФИЦИАЛЬНО назывался «батальоном смерти», и вступившие в него женщины знали, что их отправляют не на театр боевых действий, а на верную и неминуемую смерть. Кому и зачем это было нужно?
В истории Первой мировой войны немало тем для создания литературных произведений и художественных фильмов. Одна из этих тем – тема коварства и предательства тех, кто находился в 1917 году во главе России. Они сначала устранили откровенного слабого царя Николая, а затем выполняли зарубежный план по развалу и уничтожению страны, в том числе и путём физической ликвидации наиболее пассионарной и нравственно здоровой части общества, готовой на жертвенность ради высоких идеалов Родины и Чести. Уничтожение лучшей женской части российского социума через «батальоны смерти» являлось особенно коварным и злодейским замыслом. Ведь убитые женщины – это также и не рождённые дети.
К сожалению, авторы фильма никак не показали этот скрытый смысл формирования женских батальонов и даже заменили первоначальное название фильма – «Батальон смерти» на совершенно нейтральное заглавие «Батальон», которое вообще не выполняет никакой проспективной функции и не подсказывает зрителю то, о каком же батальоне и в связи с чем пойдёт в фильме речь.
Тема патриотизма также не прозвучала. Если же её и хотели провести, то она была заглушена изобилующими на экране жестокими кадрами убийства, ПОЛНОСТЬЮ БЕССМЫСЛЕННОГО УБИЙСТВА женщин, совершенно не способных воевать и не созданных для войны. Скажем ещё раз о том, с чего начали: У ВОЙНЫ – НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО.
И последнее, о чём нельзя не сказать, посмотрев фильм «Батальон»: в нём представлены разные политические и военные фигуры начала XX века – Керенский в неплохом исполнении Марата Башарова, купленные западной разведкой генералы, но совсем не показана та реальная политическая сила, которая во весь голос разоблачала антинациональный, антинародный и преступный характер империалистической войны, в которую была втянута Россия. Мы имеем в виду силу, взявшую в конце 1917 года власть в стране в свои руки и сумевшую организовать отпор иностранной интервенции, которая состоялась бы при любом ином раскладе событий внутри самой России, кто бы ею тогда ни управлял – красные и Ленин или белые с Керенским во главе.
Так что фильм «Батальон» получился однобоким и даже идейно ущербным по своей сути, а ещё весьма страшным по обильно текущей с экрана энергии насилия и смерти.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий