Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 31 января 2015 г.

Нешуточные страсти в криминально-психологической драме «Незнакомец у озера» (Франция, 2013 год)



 На снимке - режиссёр с исполнителями главных ролей
Премьера французского фильма «Незнакомец у озера» («L'Inconnu du lac») режиссёра Алена Гироди состоялась 17 мая 2013 на Каннском кинофестивале в рамках программы «Особый взгляд». Создатель фильма – режиссёр и сценарист в одном лице – получил приз за лучшую режиссуру, а картина была удостоена награды «Queer Palm».

С самого начала проката этот фильм квалифицировался как образец жанра «Кино не для всех» и однозначно рекомендовался к просмотру только искушённому киноману, но никак не обычному, рядовому зрителю. Почему?

Всё дело в том, что основной темой для творчества Алена Гироди является изображение представителей определённой закрытой группы общества, отношения между которыми строятся на сексуальной привязанности. Сцены фильма могут шокировать чопорных блюстителей устоявшихся норм социального поведения, поэтому его лучше не смотреть тем, кто не готов к принятию многообразной действительности в её обнажённом виде. Показанное в фильме «Незнакомец у озера» сугубо элитарно, хотя и является распространённым фактом бытия в человеческом мире, поэтому априори противоречиво, сомнительно, неприемлемо и даже недоступно для осмысления и понимания для более широкой публики. Тем не менее, фильм, судя по имеющимся данным, достаточно активно смотрят в разных странах.

Как следует правильно понимать заглавие фильма? Слово незнакомец в данном случае относится не к конкретному персонажу, под которым обычно понимают загадочного Мишеля, усатого, хорошо сложенного мужчину средних лет, а к любому из тех, кто приезжает отдыхать к большому озеру в тихой живописной местности на юге Франции. Все они друг для друга – незнакомцы, поскольку не афишируют своё место жительства, занятия, работу, материальный достаток, место в социальной иерархии, наличие или отсутствие семьи. Приезжая к озеру, каждый из них молчаливо принимает всех, кто там находится, в том виде, в каком они себя считают возможным представлять, а это исключительно мужчины, и пляж здесь нудистский.

Герои фильма ведут себя в соответствии со своими желаниями и наклонностями. Кто-то просто загорает и купается нагишом, кто-то сидит на берегу целыми днями, принимая исключительно солнечные ванны и наблюдает  за всем, что происходит на берегу и в воде, удовольствуясь зрительным восприятием оголённых тел и, безусловно, аур отдыхающих мужчин. Многие сразу же по прибытии находят себе пару и уединяются в небольшом лесу, подходящем к самому берегу озера. Здесь нет намеренно подобранных красавцев, поэтому и картины неторопливо разворачивающегося сюжета являются убедительными в своей реалистичности.

На озере каждый по-своему получает психологическую разгрузку и проявляет свою скрытую сущность, не известную, скорее всего, никому из тех, с кем человеку приходится контактировать в обычное время, вне отдыха, в том числе и членам его семьи. Разве это не факт нашей жизни?..

Основная интрига фильма связана со взаимоотношениями трёх главных героев фильма – Франка, Мишеля и Анри. Они воспринимают друг друга такими, какими представляются на озере, и намеренно оставляют скрытой ту свою жизнедеятельность, которая остаётся там, откуда они приехали. Возможно, что и зовут их на самом деле не так, как они себя называют. Поэтому и сюжет фильма остаётся недосказанным до конца, особенно в криминальной его части.

Полиция ведёт расследование предполагаемого убийства одного из отдыхающих, тело которого всплыло на поверхность озера. Есть все основания подозревать в этом Мишеля, тем более, что Франк был невольным свидетелем того, как плававший в озере вместе с Мишелем молодой мужчина так и не вышел на берег. Но инспектор полиции Дамродер подозревает Франка, поскольку чувствует, как тот неумело скрывает то, что видел.

Но почему Франк не рассказывает инспектору всё откровенно? Дело в том, что криминальная сторона сюжета замешана на глубоком психологизме. Психическое отражение внешней реальности, тем более замешанное на сильном проявлении эмоционально-сексуальной энергии, не всегда соответствует сторонней логике. Франк не выдаёт полиции Мишеля, а тот в свою очередь убивает полицейского инспектора, чтобы предотвратить арест Франка, потому что они просто испытывают сильное тяготение друг к другу, превышающее все доводы обычной логики и даже нравственно-правовые соображения.

Анри, не бывший свидетелем инцидента на озере, догадывается, что Мишель склонен убивать тех, кто ему наскучил, но кто не хочет этого понять и принять. Анри пытается убедить и предупредить Франка о неминуемой опасности. Когда же тот не принимает доводы разума, Анри, испытывающий неразделённое из-за своего возраста тяготение к Франку, ценой собственной жизни раскрывает перед ним подлинную звериную сущность Мишеля.

Тем не менее фильм завершается тем, что Франк и Мишель, в прямом и переносном смысле обагрённые кровью двух убитых мужчин, ищут и зовут друг друга в темноте ночи, ведомые опять-таки не логикой, а сексуальным чувством. В таких случаях можно говорить о том, что сознанием человека овладели демоны.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий