Простор для мысли

Простор для мысли

среда, 26 ноября 2014 г.

Столкновение одержимостей (о фильме «Одержимость», 2014 год, США).



Каждый человек рождается с определённой задачей совершенствоваться в той или иной сфере деятельности. Иногда это выражено настолько сильно, что личность в буквальном смысле концентрируется только на чём-то одном, отправляя на периферию сознания все прочие интересы и потребности или даже вовсе отказываясь от них. В таких случаях человека называют одержимым.

Именно таков Эндрю Ниман, главный герой фильма режиссёра Дамьена Шазеля «Одержимость» («Whiplash», 2014 год, США). Он учится в музыкальной школе и явно одержим задачей добиться максимального успеха, выступая в джазовом оркестре барабанщиком.

Одержимым, но по-иному, – в стремлении найти жаждущих успеха в джазе молодых людей и заставить их ценой сверхконцентрации усилий в избранной жизненной роли реализовать себя по максимуму, является и режиссёр лучшего оркестра школы Флетчер.

Эндрю и Флетчер – не просто Ученик и Учитель. Они – антиподы в сугубо человеческих качествах. Эндрю – мягкий и добрый, Флетчер – грубый, циничный, жёсткий, даже жестокий и беспощадный, способный довести учеников до самоубийства.

Фабула фильма построена на очевидной антитезе человеческих мотиваций, на явном противостоянии характеров, а в метафизическом плане – ещё и на столкновении разной по природе одержимости.

 Одержимость Ученика предопределена его узкой жизненной установкой. Одержимость Учителя – безусловно вселённым в него Духом далеко не ангельской принадлежности. Этому выводу вполне соответствует мастерская манера игры актёров (Майлза Теллера и Дж. К. Симмонса), удачно подобранных по характерной для исполняемой роли внешности.


 Встреча на жизненном пути двух одержимых-антиподов не случайна, как не является случайным ничего в этом мире. Успех стремящегося к известности Эндрю состоялся во многом как желание доказать Учителю-демону способность очевидно одержимого Ученика превозмочь самого себя.

Впрочем, сам Учитель именно этого и добивался от каждого из тех, кого допускал в свой оркестр, но использовал при этом методы, далёкие от принятой педагогики, исключающей нетерпимое отношение к ученикам и воспитанникам. Но, по замыслу создателей фильма, в нём представлена именно такая – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ в своей ярко выраженной демоничности личность Учителя, что и составляет главную «изюминку» киносюжета.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий