вторник, 3 июля 2018 г.

Идейно-тематическое содержание фильма «Хорошие дети не плачут» (Нидерланды, 2012 год)


Этот голландский фильм режиссёра Денниса Ботса о школьниках вполне могут смотреть не только школьники, но и взрослые.
В основу киносюжета о дружном классе, в котором случилась жизненная драма, положена книга нидерландского писателя Жака Вринса «Восьмиклассники не плачут».
Глагол плакать, отображённый в названии как фильма, так и книги, сфокусирован на образе девочки Экки, которая является одной из главных фигур в школьном коллективе.
Симпатичная, боевая, задорная, играющая даже в футбол не хуже мальчишек, более того, настоящий лидер класса, заболевает. Смертельная болезнь Экки прогрессирует быстро, и вся коллизия сюжета связана именно с этим поворотом в жизни юного человека, которому теперь требуется по-новому осмыслить себя, своих товарищей, родителей и вообще загадку жизни, которая, ещё только начавшись, вот-вот оборвётся.
В этом и заключается идейно-тематическая основа киносюжета. Сами же его перипетии вне обозначенного контекста как будто пустячные. Между тем как раз в мелочах и проявляются люди, в том числе и дети, вполне отчётливо высвечивается их нравственная позиция и сущность.
В фильме «Хорошие дети не плачут» три ключевых персонажа: Экки, её одноклассник-антагонист, постепенно трансформирующийся в преданного друга, Йоэп, и сам ученический класс во главе с учительницей Инной.
Без идеализации, однако, здесь не обошлось. Слишком уж очевидным является постоянное подчёркивание роли дружбы, сострадания и добра в отношениях между людьми. Куда более реалистичными и правдивыми были бы иные акценты сюжета, без этого искусственного оптимистичного фона для жизненной драмы.
В действительности столь дружного школьного класса, состоящего из детей-единомышленников с единым коллективным сознанием, почти не встречается.
Было бы намного интереснее и жизненнее, если бы в сюжет были вставлены более острые моменты, связанные с проявлением иных человеческих качеств, распространённых, увы, и среди детей, например, зависти, лицемерия и даже подлости и злорадства. Повторяем: так было бы правдивее.
При таком повороте и название фильма предстало бы в ином логическом акценте: дети как раз плачут чаще всего – и хорошие, и плохие. И плач их может быть без слёз, даже беззвучным. Именно так плачет девочка Экки, обречённая на смерть, но старающаяся бодриться и даже взбадривать других – своих родителей и одноклассников.
Состояние человека перед уходом из мира людей тоже можно было бы обрисовать глубже и без, опять-таки, не совсем естественного всеобщего к нему внимания.
Но это из области рекомендаций. Фильм же сделан таким, каким он есть. Следует думать, что за его «надутым» оптимизмом всё же скрывается не что иное, как искреннее желание представить личную драму в жизнеутверждающем ключе.
Что касается образа Экки, то задачей авторов фильма, на наш взгляд, было раскрыть образ умирающей девочки в аспекте силы воли и умения терпеть и смиряться.
Интересно было бы предложить анализируемый фильм для коллективного просмотра в шестых-седьмых классах средней школы. Что бы сказали дети? Каковы были бы их впечатления?..
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.