Простор для мысли

Простор для мысли

среда, 27 января 2016 г.

Власть и злодейство в художественном фильме «Макбет» (2015 год)



В англо-франко-американском фильме «Макбет» («Macbeth», 2015 год), снятом режиссёром Джастином Курзелем по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира, рассказывается о событиях XI века в Шотландии. Но идея фильма и его тематика абсолютно современны, поскольку связаны с вечной идеей, которую можно выразить формулой «человек – власть – злодейство».
Под командованием шотландского лорда Макбета (актёр Майкл Фассбендер) войско короля Дункана одерживает победу над коварными мятежниками. Макбет необычайно обласкан и вознаграждён Дунканом. Но в душе триумфатора неспокойно.
На поле битвы, сразу после её окончания, перед Макбетом и его соратником по оружию Банко предстали три женских и одна детская фигуры и предрекли им – сначала Макбету, а потом и Банко королевское будущее.
Нужно сказать, что трагедии У. Шекспира пронизаны мистикой весьма основательно. Автор как посвящённый знал, что человек ведом по жизни. Его мысли, желания и поступки порой внушаются со стороны, причём нередко злой силой.
В данном случае Макбет искушён мыслью о власти. Не зная, как побороть это искушение, он делится предсказанием со своей женой, ожидая с её стороны помощи и совета. Леди Макбет (актриса Марион Котийяр) сыграла роковую роль во всех дальнейших событиях. Она же явилась и вдохновителем мужа на преступление ради королевской короны.
Лорд Макбет в смятении («… И вот уж призрак душу мне потряс, ум подавил»), а его жена умело играя на слабостях супруга, говорит ему так: «…Властолюбья ты не чужд, но брезгуешь его слугой – злодейством».
Вообще, большинство реплик и фраз героев Шекспира полны глубокого смысла. Сценарий фильма Джастина Курзеля предусматривал воспроизведение текста трагедии в значительной его полноте и точности. При этом ключевыми являются те слова, которые буквально выстраиваются в ряд и подчёркивают главную шекспировскую идею: где власть, там и кровь («Власть часто добывают кровью, так исстари пошло…». «Играй людьми и попирай закон». «Зачем испытывать судьбу, коль легче жизнь отнять». «Кто начал злом, тот и погрязнет в нём»).
Правитель, пришедший к власти через кровь, окружает себя определёнными людьми, но этими людьми движут приказы, а не преданность. Они ждут только одного – награды за показную любовь к королю и в любой момент готовы отпасть от хозяина и присягнуть другому, а то и зарезать того, кому они клялись в верности.
Главное в фильме – это психологизм сюжета. В душе Макбета происходит борьба чести, благородства и коварства с завистью и властолюбием, то есть битва достоинства с пороком. Злые Сущности возмутили душу не только Макбета, но и его друга Банко. Отсюда ещё одна ключевая идея: человеческое сознание – поле битвы добра и зла.
Макбет становится олицетворением зла, при этом превосходит свою жену в злодействе во сто крат. Та совершала преступления в мыслях и внушала их мужу. Он же начал делать такое, что помутило рассудок леди Макбет и привело её к смерти. Характерны слова врача о леди Макбет: «Дело, противное природе, порождает расстройство в нас. Должна душа больная хотя б глухим подушкам вверить тайну… Она больна не телом, но душой, чей мир смущают призраки».
Триумф лорда Макбета в начале фильма, когда он одерживает победу, оказался вершиной честной воинской славы, которую он, не устояв перед искушением, сменит на вершину кровавой власти. Его пример типичен и весьма показателен во всей истории человечества.
Драма правителя разыгрывается на фоне замечательно подобранных создателями фильма «Макбет» исторических декораций и шотландских пейзажей.
Бегущие по небу мрачные облака, то и дело затмевающие солнце, ассоциируются с душевным состоянием главных героев.
Сюжет разворачивается неторопливо, во всех подробностях и деталях происходящего. Музыка же композитора Джеда Курзеля способствует созданию напряжённой ауры фильма и гармонично оттеняет мрачную средневековую действительность, в которой главным аргументом в человеческих взаимоотношениях был удар меча.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий