Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 27 апреля 2015 г.

Воспоминание о Чернобыле в фильме «Чернобыль: последнее предупреждение» (1991 год)



 В 1991 году вышел совместный советско-американский телевизионный фильм «Чернобыль: последнее предупреждение». Режиссёр Энтони Пейдж и сценаристы (Эрнест Киной, Роберт Питер Гейл, Томас Хаузер) собрали документальные факты и материалы о том, что происходило 26 апреля 1986 года и в последующие дни и недели на атомной станции Чернобыль, в городе Припять, в прилегающих деревнях, а затем – в Киеве и Москве, и воссоздали картину трагедии, умело сочетая документальность и художественность.
Так что жанр этого фильма можно вполне определить как документально-художественный.
Здесь, как и в любом художественном фильме, есть вымышленные герои, чьи судьбы в полной мере были завязаны на чернобыльской трагедии. Все роли исполняют американские актёры, которые играют на фоне подлинных кадров  из жизни города Припять в 1986 году, предоставленные, как можно полагать, советской стороной.  
Фильм полностью дублирован, а музыка композитора Билли Голденберга создаёт неповторимую советскую атмосферу тех дней и даже вызывает на меланхолическую ностальгию, хотя, казалось бы, какая может быть ностальгия по всесоюзной трагедии, основательно подкосившей Советский Союз в самом начале планировавшихся преобразований, известных под названием «Перестройка». Впрочем, это, скорее, воспоминание о стране, которую мы потеряли после Чернобыля…

Автор этих строк как очевидец изображаемых событий с полным основанием утверждает: фильм в точности изображает ситуацию тех дней – безмятежность накануне трагедии; удивление и непонимание того, как что-то экстраординарное могло случиться в СССР; неразбериху и последовавшую панику среди населения прилегающих к эпицентру аварии городов; замалчивание и сокрытие подлинных масштабов аварии должностными лицами.
Всё было именно так, как показано: гибель первых пожарников, вступивших в борьбу с атомным смерчем; эвакуация населения; большие дозы облучения; заражение местности; нежелание стариков покидать родные места; усилия советских и некоторых знаменитых зарубежных врачей, добровольно прибывших в Москву, по спасению ликвидаторов аварии; слабая материальная база советской медицины; героизм людей, боровшихся с взорвавшимся реактором. Их вскоре стали называть ликвидаторами.
В Гомеле, например, слухи об аварии на атомной станции стали распространяться уже на второй-третий день. Физики из местного университета регистрировали существенное повышение радиации в городе. Но Гомель жил, как и раньше, а люди просто не отдавали себе отчёта в степени опасности для себя, для продуктов питания, для окружающей среды в целом. На майские праздники, как всегда, была демонстрация трудящихся, хотя радиация увеличивалась, жара стояла необыкновенная, дул сухой южный и юго-западный ветер, нёсший радиацию всё дальше к северо-востоку.
Затем дали рекомендации не открывать окна, даже советовали заклеивать и завешивать их плотной тканью. Людей убеждали не находиться без надобности на улице, мыть ежедневно полы, стирать одежду и принимать душ.
Накануне Дня Победы Гомель уже готовили к эвакуации: к городу подогнали пассажирские составы со всей Белоруссии, атмосфера была зависшей, тягостной, но всё же терпимой, потому что истинную опасность скрывали, иначе началась бы невероятная паника, могли возникнуть беспорядки с жертвами среди населения. Правда иногда не нужна, поскольку может только усугубить возникшую проблему.
Наконец, 8 мая было сообщено, что аварийный реактор заглушен сверху, и в массовом вывозе людей из города нет необходимости.
Весь май и последующие летние месяцы не было дождей, тучи разгонялись на подходе к городу, зато время от времени возникал сильный ветер, гнавший столбы песка и пыли по городским улицам. Тот, кто попадал в них, облучался по полной программе. Листья на деревьях стали сохнуть уже в июле и августе.
В конце мая закончился учебный год, и детей стали вывозить в пионерские лагеря в Россию. Летом в Гомеле почти невозможно было встретить ребёнка школьного возраста. Детсадовцев тоже вывозили группами с воспитателями и нянями.
В фильме «Чернобыль: последнее предупреждение» это показано фрагментарно и только применительно к первым дням и неделям после аварии. Всё, что было потом, рассказывается уже в других художественных кинофильмах.
Данный фильм исключительно событийный, поэтому каких-то скрытых планов и сложных идей, помимо ясного и открытого внешнего плана показа, с ним не связано. И всё же в самом заглавии отображено то, о чём говорят и герои картины: Чернобыль явился самым серьёзным предупреждением человечеству и напоминанием об ответственности за то, что творят люди на Земле.
© А. Ф. Рогалев.
Просмотр:
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий