Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 3 октября 2014 г.

Прямой план и аллегория в фильме «Бегущий по лабиринту» (2014 год)



Двупланность сюжета художественных фильмов в последнее время становится правилом. В фантастическом триллере «Бегущий по лабиринту» (в неточном переводе – «Бегущий в лабиринте», США, Великобритания, Канада, 2014 год), снятом Уэсом Боллом по мотивам произведения американского писателя Джеймса Дэшнера «The Maze Runner» (издан в 2007 году), два содержательных плана просматриваются очень отчётливо.

Первый составляет всё то, что мы видим на экране (заметим при этом, что сюжет фильма отличается в деталях от сюжета книги). Второй – и главный – содержательный план кинофильма становится очевидным из скрытого смысла ключевых образов сюжета. Назовём эти образы и определим их подтекст.

1. Молодые люди, оказывающиеся в некоем замкнутом пространстве и теряющиеся при этом память о прошлом, являются аллегорическим аналогом прибытия в земной мир человеческих душ, не помнящих о том, кем и где они были до этого.

2. Само замкнутое пространство, огороженное со всех сторон высокими стенами, воспринимается как иносказательный образ плотного физического мира Земли, прямой выход из которого невозможен.

3. Специфика организация жизни в замкнутом пространстве – мини-образ человеческого социума.

4. Лабиринт есть не что иное, как хитросплетения жизни, которые нужно пройти, чтобы набраться опыта, приобрети необходимые умения и навыки, прежде чем откроется единственный выход в иную реальность.

5. Блуждания и бег в лабиринте – сама жизнь и жизненная суета, поиски смысла жизни.

6. Бегуны – искатели и открыватели тайн мироздания.

7. Ночные чудовища в лабиринте – силы Тёмного мира, олицетворения человеческих грехов и страхов.

8. Искусственная природа чудовищ – подчёркивание того, что страхи, предрассудки и господствующие стереотипы сознания иллюзорны, поскольку придуманы самими людьми.

9. Борьба с чудовищами – преодоление преград на пути развития человека и человечества.

10. Выход из лабиринта и попадание в некий экспериментальный зал – начало нового этапа жизнедеятельности в иной реальности.

Заметим, что фильм «Бегущий по лабиринту» как раз и завершается многозначительной репликой руководителя проекта – впереди новые испытания. В созданной же писателем Джеймсом Дэшнером серии под общим названием «Бегущий по лабиринту» два следующих  произведения носят весьма красноречивые названия «Испытание огнём» (2010 год) и «Лекарство от смерти» (2011 год).

© А. Ф. Рогалев.

 Трейлер

Комментариев нет:

Отправить комментарий