Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 12 августа 2017 г.

«Эквилибриум» и его эквилибристика. О фильме-антиутопии режиссёра Курта Уиммера (2002 год)

Антиутопия всегда изображает некое общество, нежелательное или даже пугающее в том или ином отношении. В фантастическом фильме режиссёра и сценариста Курта Уиммера показывается возможный мир людей после Третьей мировой войны.
Пространство этого мира делится на две зоны – разорённую Пустошь и строго контролируемый город Либрия. В Пустоши, представляющей собой остатки былой цивилизации, прячутся те, кто противится порядкам, установленным в Либрии.
Город же находится под властью Диктатора, стоящего во главе совета Тетраграмматона. Воля и требования Диктатора непререкаемы.
Люди низведены до состояния биороботов, механически выполняющих заданные им работы. Чувства у людей отключены. Это достигается обязательным утренним введением дозы специального лекарства «Прозиум». Любое проявление эмоций считается эмоциональным преступлением и карается сожжением в крематории.
Всё, что может вызывать эмоции и проявление чувств, запрещено, в том числе предметы интерьера, музыка, книги, произведения искусства.
Людям объясняется, что эмоции явились причиной всех бед и проблем человечества и привели к разрушительным мировым войнам. Поэтому устранение эмоций является необходимым условием для построения стабильного и мирного общества, для которого даже придумано новое название – Эквилибриум, имеющее латинскую этимологию и значение «равновесие». Название же города Либрия означает «свобода».
Населению Либрии ежедневно и ежечасно внушается идея отказа от эмоций, подкрепляемая дозой психотропного средства, и они, ходящие толпой, безучастные и безразличные, фактически превратились в послушные объекты для любых манипуляций.
Вот это – возможная трансформация людей из субъектов волевого действия в контролируемых биороботов – и является ключевой в данном фильме.
В обществе, однако, остались и прежние люди. Они действуют в подполье и группируются вокруг лидеров оппозиции, стремящейся свергнуть олигархическую власть Тетраграмматона.
Название «Тетраграмматон» взято авторами фильма из иудейской религиозной традиции, где представляет собой по происхождению четырёхбуквенное обозначение имени бога, которое нельзя произносить. Как видим, вся суть установленной в Городе власти сводится к богу, а им, безусловно, является некий Предикт, которому выгодно превратить людей в покорное стадо рабов, не способное к малейшему сомнению в правильности навязанного жизнеустройства.
Контроль за соблюдением установлений осуществляет тайная полиция, сотрудники которой называются клериками, и это обозначение, соотносящееся со словом клерикал («сторонник религиозной власти, приверженец её первенствующего положения в обществе»), показывает, что клерики в фильме фактически являются служителями Тетраграмматона, его жрецами-инквизиторами.
Нужно сказать, что фильм «Эквилибриум» не является таким уж надуманным и фантастическим, как может показаться. Основания для предложенного зрителям сюжета в существующей действительности есть. Да и будущий социум, как нам его показывают, строится на старых, вполне исторических основаниях. Воистину: то, что будет или может быть, уже было.
Другое дело, что для занимательности философская и даже философско-историческая идея фильма облечена в форму боевика. Главный герой, клерик первого уровня (класса) Джон Престон в исполнении актёра Кристиана Бейла демонстрирует чудеса подлинной боевой эквилибристики – невероятные трюки боевого искусства, которые позволяют ему в итоге уничтожить всю охрану Тетраграмматона и самого Отца социума.
Эта финальная часть фильма, завершающегося вооружённым восстанием подполья и революцией, воспринимается уже не столь серьёзно, как всё предшествующее повествование. Можно сказать даже так, что она из-за своего исполнения снижает уровень достойного по замыслу сюжета до некоего детского боевика, чуть ли не мультфильма.
Тем не менее в ней тоже есть своя идея: всё возвращается на круги своя. Человечество эволюционирует по принципу жизненных циклов, или кругов, в каждом из которых повторяются, хотя на иных, более высоких уровнях, одни и те же по своей сути события, балансирующие по содержанию между утопией и антиутопией.
И последнее замечание: современная человеческая цивилизация создана и функционирует на эмоциональной основе, для чего соответствующим образом обустроено всё занимаемое людьми пространство – ландшафт, флора, фауна, инфраструктура. Так что лишить людей эмоций равнозначно устранению их как биоэнергетического вида жизни.
Заметим также, что безучастность жителей вымышленной Либрии – это тоже разновидность эмоции.  Освобождение от излишних или мешающих эмоций всегда происходит на основе какой-то одной доминирующей эмоции.
Фрагмент из книги: © А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2017. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий