Простор для мысли

Простор для мысли

среда, 26 июля 2017 г.

Игра в стиле Бунина. Комментарий к фильму Игоря Талпы «Наваждение» (1994 год).



Режиссёр Игорь Талпа по совместному с Розанной Клетинич сценарию представил в 1994 году весьма интересный мелодраматический киносюжет, в котором обыгрывается известный рассказ Ивана Бунина «Натали», вошедший в сборник произведений о любви под названием «Тёмные аллеи» (1943–1946).

Заимствована основная интрига: молодой человек находится между двумя девушками, к которым одновременно испытывает отнюдь не просто симпатию. Его задача – сделать верный ход и выбор, но в итоге он, отнюдь не искушённый в хитросплетениях женской психологии, оказывается у разбитого корыта.

Заимствованы также имена основных действующих лиц: Виталий, Соня и Наталья. При этом авторы фильма прямо говорят, что Соня знает повесть «Натали» и фактически играет ту же роль, что и одноимённый персонаж бунинского произведения.

Да и сам Виталий по прошествии ряда лет, вспоминая события летнего времени, проведённого им на даче у своих знакомых, не может избавиться от навязчивых мыслеобразов, исходящих из глубин памяти и уводящих его во времени куда-то дальше того, что с ним, студентом-первокурсником, случилось наяву.

Отсюда и характерное название фильма – «Наваждение», которое в контексте сюжета Игоря Талпы и Розанны Клетинич соотносится со словом видение.

Виталию снятся странные сны, в его сознании мелькают туманные воспоминания о чём-то очень далёком, но весьма похожем на пережитое им в 1984 году. Видения заставляют его собраться в дорогу, оставить дом, недоумённую и обиженную жену, семейные обязанности и отправиться на встречу с той женщиной, которая была его упущенной судьбой, причём, по всей видимости, дважды.

Создатели фильма тем самым проводят следующую ключевую идею: жизненные истории повторяются, и люди, часто не зная об этом, играют одни и те же или похожие роли в однотипном сюжете до тех пор, пока не научатся делать верный выбор в предложенной им игровой ситуации.

Так что студент экономического факультета советского вуза середины 1980-х годов, оказавшийся в ситуации выбора между двумя девушками, Соней и Натальей, вполне мог быть Виталием из рассказа И. А. Бунина, только перенесённым во времени, то есть с одной жизненной ветки на другую. Такое, повторяем, вполне возможно, хотя это и область глубокой эзотерики.

События разворачиваются уже не в поместье дяди Виталия, как в рассказе И. А. Бунина, а на даче у отставного советского офицера высокого ранга, куда Виталий приезжает после летней сессии по приглашению для встречи с его знакомой, Сонечкой. При этом Виталий полон намерения завязать любовный роман и дать свободный выход всем своим молодым желаниям.

Всё почти как в повести И. А. Бунина, начинающейся такими словами:

«В то лето я впервые надел студенческий картуз и был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору. Я вырос в строгой дворянской семье, в деревне, и юношей, горячо мечтая о любви, был ещё чист душой и телом, краснел при вольных разговорах гимназических товарищей, и они морщились: "Шёл бы ты, Мещерский, в монахи!"

В то лето я уже не краснел бы. Приехав домой на каникулы, я решил, что настало и для меня время быть, как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики и, в силу этого решения, да и желания показать свой голубой околыш, стал ездить в поисках любовных встреч по соседним имениям, по родным и знакомым. Так попал я в имение моего дяди по матери, отставного и давно овдовевшего улана Черкасова, отца единственной дочери, а моей двоюродной сестры Сони...»

Просмотр фильма «Наваждение» доставляет удовольствие. Романтическая история, окрашенная в разные, переливающиеся тона, соответствующие чистому чувству, молодому желанию любви и наслаждений либо тонкому расчёту и коварной игре, исходящим от тех или иных участников этой жизненной ситуации, действительно не может оставить равнодушным.

Игра занятых актёров соответствует замыслу создателей фильма и самой его сути. Особенно впечатляет актриса Марьяна Полтева, воплощающая роль Сонечки, этой прирождённой искусительницы и меркантильной девушки, знающей себе цену и намеренной продать себя подороже.

Источающая притягательную сексуальную энергию, она быстро привязывает к себе Виталия, и сама не прочь поиграть с ним в любовь, но только поиграть, но не разделить любовь надолго, на всю жизнь. Виталий не подходит ей по своим социально-финансовым параметрам, жизненным ориентирам и возможностям.

В то же время Соня зорко следит, чтобы Виталий не оказался полностью в зоне влияния её подруги Натальи, мыслящей и действующей совершенно в иных, идеально-чувственных, установках. Эта девушка не рассчитывает и не прикидывает, а готова на ответное чистое, без примеси фальши чувство. И Виталий, этот не разобравшийся в самом себе парень, вполне мог покинуть летнюю дачу вместе с Натали. Вот тут-то ревнивая Сонечка и сыграла роковую роль в судьбе как своего возлюбленного друга, так и подруги…

Фильм силён своей основной коллизией, которую можно обозначить так: между двух притягательных аур разного свойства. Герой попытался «купаться» сразу в двух аурах и был наказан за неумение определиться. То, что выбор в пользу Сонечки был изначально невозможным, он понял только спустя много лет.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий