воскресенье, 7 октября 2018 г.

О психологическом детективе «Помни» («Мементо», 2000 год)


Фильм Кристофера Нолана «Помни» («Мементо») запоминается необычностью построения сюжета, когда повествование идёт от конца к началу и перемежается вставками, якобы разъясняющими то, о чём рассказывается. На самом деле такая подача фактов только запутывает зрителя, пытающего воспринимать логично то, что происходит.
Но происходящее проецируется от больного сознания главного героя, Леонарда Шелби (актёр Гай Пирс), бывшего агента страховой компании, который после полученной травмы головы страдает от потери оперативной памяти, хотя и знает то, что произошло до того, как болезнь наступила.
Фактически зрителю предлагается воспринимать поток ущербного сознания, которое мучается от главной проблемы – найти и убить того, кто изнасиловал и убил его жену, а самого Леонарда обрёк на неизлечимое заболевание травматического происхождения.
Все мысли, разговоры и действия героя подчинены главной его жизненной задаче, сформировавшейся после смерти жены, – найти обидчика и убить. Безусловно, строй сознания, тем более повреждённого сознания человека, которым овладела мысль об убийстве, не может считаться нормальным. Наблюдая за героем, невольно склоняешься к мнению, что создатели фильма решили показать не просто внутренний понятийно-идеальный мир личности, но именно мир повреждённый и ущербный.
Сам режиссёр, снявший фильм по рассказу своего брата, разъяснял это произведение так:
«Весь фильм – это взгляд внутрь: в личную реальность человека, в его жизнь; взгляд в то, с чем вынужден постоянно бороться человек: сам с собой и, конечно, с окружающей реальностью тоже.
Кроме того, это взгляд на жизнь и мысли человека, чьё восприятие реальности и чей способ жизни полностью отличается от общепринятого».
В фильме «Помни» («Мементо»), конечно же, есть интрига. Но суть в том, что она мало значима для зрителя, так как мотивирована только для того, кто ищет обидчика. Исключительная, а не типичная история человека не может быть привлекательна для многих. Сама же форма подачи материала из сознания Леонарда Шелби «задом наперёд» превращает фильм из художественного произведения, каким он должен быть, в разновидность ребуса.
Но кому нужно разгадывать ребус, в котором внятно не объяснен исходный пункт: зачем, ради чего, по какой причине было совершено нападение на дом Леонарда и, в частности, на его жену?
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.