четверг, 23 марта 2017 г.

Курьёзная история сатирической комедии «Тридцать три» (СССР, 1965 год)

У технолога завода безалкогольных напитков из вымышленного города Верхние Ямки Ивана Сергеевича Травкина (актёр Евгений Леонов) разболелся зуб. При осмотре в зубной поликлинике оказалось, что болит… тридцать третий зуб пациента. Но ведь у человека может быть только тридцать два зуба!
Вместо оказания помощи врачи местной поликлиники тут же сообщили вверх по начальству о необычном пациенте. Начальство в свою очередь домыслило сей факт таким образом, что Иван Сергеевич Травкин оказался особым видом человека, которого нужно тщательно изучить.
К сенсации подключилось телевидение, подготовившее передачу с участием Травкина. На следующий день технолога из Верхних Ямок знала уже чуть ли не вся страна.
При этом, как обычно бывает, из факта родились слухи – один невероятнее другого. В результате Ивана Сергеевича отправляют в Москву на исследование как предполагаемого потомка марсиан, хотя в народе не исключают другого объяснения: Иван Травкин – не кто иной, как снежный человек…
У этой комедии Георгия Николаевича Данелии есть безусловная сатирическая направленность. В ней ярко и забавно высмеивается свойственная людям склонность, говоря по-простому, делать из мухи слона. Тридцать третий зуб Ивана Сергеевича Травкина подаётся создателями фильма как аллегорический образ пустячного факта, который раздувается в богатом воображении так называемых специалистов до космических масштабов.
Такая особенность человеческого мышления вечная, поэтому снятый в 1965 году сатирический фильм не теряет своей актуальности и сегодня. Участие же в нём целой команды великолепных комедийных актёров (Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Владимир Басов, Нонна Мордюкова, Инна Чурикова, Николай Парфёнов, Фрунзик Мкртчян, Светлана Светличная) обеспечило высокий уровень исполнения и реализации авторского замысла.
Тем не менее фильм «Тридцать три», по сравнению с другими фильмами того же Георгия Данелии или прочими комедийными советскими киношедеврами, остаётся малоизвестным.
Причина же в том, что он на протяжении двух с лишним десятилетий находился под запретом. В ЦК КПСС фильм был определён как пародия на советскую действительность или вовсе как порочащий советский социалистический строй киносюжет. Мнение высоких партийных функционеров активно поддержали космонавты во главе с Юрием Гагариным и Алексеем Леоновым, потребовавшие от властей запрета на демонстрацию фильма.
В результате кинолента в копиях подпольно расходилась по стране. Её всё равно смотрели, смеялись и одобряли как режиссёрскую работу, так и сам сценарий, написанный Георгием Данелией в соавторстве с Валентином Ежовым и Виктором Конецким.
Между тем ничего страшного для СССР в фильме нет и не было. История вокруг фильма как раз и подтвердила верность основной идеи этой комедии, высмеивающей человеческую глупость, причём в любом её варианте, от кого бы она ни исходила, пусть даже и от очень высоких и известных лиц.
Заметим, что в фильме есть и жизнеутверждающая основа, при этом такая, которая подчёркивает достоинство советского строя. Когда у главного персонажа спрашивают, что такое счастье, тот отвечает: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером – домой».
Под этой фразой могли расписаться большинство советских людей, ибо такое положительное, исключительно мирное и доброе ощущение жизни исходило из самой ауры страны в 1960-е годы. Как же этого-то не заметили!.. Или большое и значительное, в отличие от пустяков, действительно видится только на расстоянии?..
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2017. Авторский материал. Ссылка обязательна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.